Россия может объявить железнодорожную блокаду Молдавии. Правда, насколько полную – пока неясно. Вчера глава РЖД Владимир Якунин объявил, что с 1 ноября железнодорожное сообщение между Россией и Молдавией будет прекращено, если стороны не договорятся о транзитном проезде поездов через Приднестровье. Кишинев еще весной устроил фактическую блокаду своих отделившихся территорий, заручившись при этом поддержкой Украины. В частности, через Приднестровье теперь не пускают поезда, поскольку молдавские власти утверждают, что не могут гарантировать их безопасность.
Якунин объявил, что такая ситуация РЖД не устраивает. То, что поезда вынуждены идти в обход приднестровской территории, удлиняет время следования на сутки, что ломает график работы российских железнодорожных служб. Сегодня в РЖД, однако, уточнили слова Якунина: в Молдавию из России идут четыре поезда, но из них отменить пока готовы только один, фирменный состав №47 «Молдова». Еще три через Приднестровье не проходят, и трогать их никто не собирается.
Блокада уже стала стандартным средством, которым Россия осуществляет свою политику в зоне бывшего СССР. С одной стороны, это вполне логично – у нас есть многое, что им нужно, и мы имеем право этим воспользоваться – с другой стороны, трудно отделаться от ощущения, что при логическом развитии такой подход, по идее, приводит к локальному чучхе, некоему варианту «блестящей изоляции» в экономике и социальной сфере. Правда, для этого нужно побольше решимости – нынешняя атака на Молдавию выглядит брошенной на полдороге и, соответственно, какой-то бестолковой. Конкретный смысл ее понятен: в Тирасполе 10 декабря президентские выборы, и Москва, естественно, хотела бы показать, что республика не зря держит курс на Россию. Однако не факт, что отмена одного поезда убедит Кишинев разрешить железнодорожное сообщение с Приднестровьем – есть шанс, что дело, как обычно, сведется к мороке только для простых граждан. Впрочем, где один, там и четыре – возможно, в РЖД готовы наращивать давление постепенно.