Национальное собрание Франции приняло в первом чтении законопроект, объявляющий преступлением отрицание геноцида армян в Оттоманской империи в 1915-17 годах. Теперь закон направлен на рассмотрение сенаторам. Законопроект уже осудили Турция, Еврокомиссия и правительство Франции. В Анкаре недовольно заявили, что «давним франко-турецким отношениям сегодня нанесен жесткий удар из-за безответственных демаршей некоторых французских политиков, основанных на голословных утверждениях». Представители Еврокомиссии считают, что «если этот закон вступит в силу, он пресечет любые дебаты и диалог, которые необходимы для примирения в этом вопросе», а также серьезно затруднит переговоры Турции о вступлении в ЕС. Наконец, в правительстве Франции разъяснили, что не поддерживают закон, поскольку считают его «ненужным и несвоевременным».
Официальной позицией Парижа эту идею считать трудно. Правительство в самом деле от нее жестко открещивается, да и предложили ее оппозиционеры из Социалистической партии. Тем не менее, закон успешно прошел первое чтение – т.е. его поддержало достаточно депутатов – и это уже означает, что речь идет не о маргинальном популизме, каким радикальные депутаты занимаются во все времена и во всех парламентах. Возможно, Франция решила сама покончить с проблемой приема Турции в Евросоюз – прямо сказать туркам, что их в ЕС не ждут, у Еврокомиссии пока не хватает духу, но если этот закон будет принят, те и сами туда не двинутся.
Однако каковы бы ни были политические соображения, куда важнее другое: французские депутаты фактически предлагают узаконить толкование истории. До сих пор это считалось приемлемо только в одном случае – в связи с немецким фашизмом, который получил ранг не простого исторического события, а вселенской гуманитарной катастрофы, повторения которой не хочет допустить никто. Геноцид армян – при всей его отвратительности – вряд ли повторится, да и французские парламентарии, скорее всего, думали не об этом. Во Франции самая большая армянская диаспора в Западной Европе, насчитывающая 500 000 человек. Очевидно, что она оказала некоторое влияние на принятое сегодня решение. Однако идея установить уголовную ответственность за трактовку того или иного исторического обстоятельства уж очень отдает Орвеллом, не говоря уж о том, что, раз ступив на этот путь, потом будет трудно остановиться.