В Свердловской области собираются создать серийное производство дирижаблей для освоения Приполярного Урала. Об этом сообщило вчера агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу областного министерства промышленности. Как заявляют в ведомстве, дальность полета дирижаблей составляет от 3 до 30 тысяч км, причем во взлетно-посадочных площадках они не нуждаются. Автономность полета достигает нескольких суток. Дирижабли можно снабжать различными модулями – грузовыми, пассажирскими, медицинскими, пожарными, – а также использовать как транспорт. Конструкторское бюро по разработке этих летательных аппаратов создали в Свердловске еще в 1980-х годах, но после распада Союза работы прекратились.
Для современного сознания дирижабль – это что-то из прошлого, потерявшаяся ветвь технической эволюции. Тем не менее, хотя после катастрофы «Гинденбурга» эти машины вышли из производства, образ по-прежнему обладает немалой силой: слишком уж эффектно. Дирижабли разрабатывались в те времена, когда наивысшим достижением для технологии считался масштаб, и их огромные размеры и надменная диспропорция между гондолой и несущей частью заведомо поражают воображение больше, чем самые большие самолеты. Главный вопрос, правда, все равно функциональность – по этому параметру они самолетам в свое время проиграли. Впрочем, сейчас на дворе время пересмотра многих решений, принятых в ХХ веке, – в том числе и технологических: не зря Швеция, например, объявила курс на отказ от нефти уже к 2020-м годам. Возможно, альтернативные летательные аппараты тоже имеют шанс на возрождение – хотя для этого свердловский проект, конечно, нужно еще довести до ума.