С завтрашнего дня на РЖД вступает в силу сезонное снижение цен на билеты. Тариф на проезд в плацкарте снизится на 9%, а на купейные вагоны и СВ – на 12%. В среднем снижение цен составит 150-400 рублей за билет. Пресс-релиз компании приводит несколько примеров фактического изменения цен, в частности, цена билета в купе из Москвы в Челябинск на фирменном поезде №14 составит чуть более 3,2 тыс. рублей (до 21 августа – 3,7 тыс. рублей). Поездка от Москвы до Мурманска на поезде №16 в купе будет стоить 2,1 тыс. рублей (до 21 сентября – 2,4 тыс. рублей). Стоимость проезда Москва-Волгоград в купе составит 1,9 тыс. рублей (до 21 сентября – 2,1 тыс. рублей). Цены, правда, указаны без дополнительных сборов.
Большинство масс-медиа, сообщая о тарифных планах РЖД, упирает на сам факт понижения стоимости билетов. Это вполне понятно, поскольку в российских условиях (да и не только) любое известие о снижении цен, тем более на транспорте, только немногим уступает сообщению о поимке живого мамонта или контакте ФСБ с марсианами. Тем не менее, ключевое слово здесь все-таки «сезонное»: пресс-релиз компании, собственно, честно напоминает, что «система гибкого регулирования железнодорожных тарифов действует с 1 января 2003 года». Таким образом, о государственном мышлении РЖД говорить можно все-таки с большой натяжкой – речь идет об обычном маркетинговом ходе, авиаперевозчики сейчас тоже сбрасывают цены чуть ли не вдвое. Решению одной из основных российских проблем – затрудненном сообщении между частями страны – это, соответственно, не поможет. Кто-то из граждан сможет позволить себе сейчас лишнюю поездку в Волгоград или Челябинск, но весь позитивный эффект будет нейтрализован летом, когда цены вернут на прежний уровень. Впрочем, РЖД и так прибыльностью не блещет, так что предъявлять ей серьезные претензии нет смысла.