Как пишет сегодня «Время новостей», в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) закончили предварительную расшифровку «черных ящиков» Ту-154, разбившегося под Донецком. На основании полученных данных специалисты заключили, что вся техника сработала нормально, к украинским диспетчерам тоже претензий нет, а погубили самолет два фактора: сложные метеоусловия и бездействие экипажа в критической ситуации. Однако почему пилоты бездействовали, по-прежнему не ясно, и МАК с прокуратурой продолжат расследование.
На данный момент картина событий, восстановленная экспертами, выглядит следующим образом. Ту-154 получил разрешение отклониться от курса на 20 километров, но после этого решил подняться на максимально возможную высоту, чтобы «перепрыгнуть» грозовой фронт. При выполнении маневра, однако, самолет вышел на «закритический» угол атаки, т.е. стал слишком резко набирать высоту – в такой ситуации крыло может резко набрать подъемную силу, и самолет фактически заваливается на хвост. Выйти из положения все равно можно, если резко направить самолет вниз, тем более что пройти тот грозовой фронт у машины шансы были. Однако на такой маневр пилоты почему-то так и не пошли, и в результате, просидев минуту на высоте 12,100 метров, Ту начал падать с крыла на крыло, как падают листья – это и есть т.н. «плоский штопор», погубивший самолет.
Авиационное начальство усердно настаивает, что делать окончательные выводы пока рано: специалисты еще не допросили украинских диспетчеров, да и странное бездействие летчиков еще надо как-то объяснить. И все же та версия, о которой говорили изначально, кажется все более вероятной: пилоты хотели «проскочить» и просчитались – видимо, отчасти из-за собственной невнимательности, отчасти из-за погодных условий. Теперь МАК рассылает всем авиакомпаниям строгие директивы не прыгать через грозовые фронты и вообще летать осторожнее, но по-хорошему здесь нужна директива не об этом, а о том, чтобы перевозчики перестали экономить топливо, побуждая экипажи рисковать, чтобы спасти свою небогатую зарплату. К сожалению, такое указание никто дать не сможет, хотя бы потому, что на авиационном топливе и так разоряются даже куда более богатые западные авиакомпании.