Верховный суд кантона Цюрих признал Виталия Калоева виновным в умышленном убийстве авиадиспетчера Skyguide Питера Нильсена и приговорил его к 8 годам каторжной тюрьмы. Прокурор требовал 12 лет, адвокат настаивал на трех. В итоге суд решил, что поскольку после первых ударов ножом Калоев не остановился (всего он ударил Нильсена больше 20 раз), значит, это было не убийство в состоянии аффекта. Сам подсудимый по-прежнему заявляет, что момент убийства не помнит. При оглашении приговора он отказался встать, заявив: «Меня обвиняют в том, что я похоронил своих детей. Зачем я буду вставать?». Известно, что при этом Калоев согласился подписать соглашение со Skyguide, по которому получал 80 тысяч евро компенсации за погибших родственников, однако пошел на это лишь ради детей Нильсена, которым в таком случае должна быть выплачена аналогичная сумма. Сам он заметил: «Зачем мне нужны эти деньги? Чтобы купить веревку и повеситься?»
Приговором остались недовольны и адвокаты, и прокурор. Правда, обвинение еще не знает, будет ли обжаловать решение суда, а вот адвокаты Калоева точно подадут апелляцию (на это у них есть 10 дней) и обещают дойти, если понадобится, и до Верховного суда Швейцарии. В любом случае, из срока, который Калоеву предстоит пробыть в тюрьме, будут вычтены 610 дней, которые он уже отсидел, пока шло следствие. Минюст заявил, что зондирует возможность договора, по которому Калоева передадут России для отбытия срока – договора об экстрадиции у нас нет, но возможно индивидуальное соглашение по данному случаю.
В данном деле возможно несколько ущербных трактовок, и ни одной бесспорной. Швейцарский суд все-таки счел, что убийство без суда – это не способ восстанавливать справедливость, и этот вердикт вполне в духе всей европейской традиции с ее почтением к закону. В то же время, однако, такое решение в самом деле бесконечно черство, поскольку справедливость все-таки ничто без милосердия, а мало кто заслуживает его, как Калоев. В итоге, ходить по кругу и взвешивать жизни погибших – россиян и швейцарца – и обстоятельства их гибели можно очень долго. Сомнений не вызывает теперь только одна вещь: чтобы в самом деле можно было говорить о правосудии, на месте Калоева в зале швейцарского суда должны, наконец, оказаться представители Skyguide.