Последние несколько дней во Владивостоке идут массовые акции протеста автовладельцев. Они вызваны действиями Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), повысившего цены на растаможку ввозимых иномарок. Ранее федеральные власти обещали не поднимать эти цены, однако местные таможенники нашли способ обойти это обещание и повысить цены, не нарушая слова. ДВТУ разработало «мини-каталог», призванный помочь таможенникам оценивать ввозимые автомобили. На практике новая схема оценки приводит к тому, что растаможка машин от 1998 года, составляющих в регионе основную долю продаж, подорожала на $1-3 тысячи, причем это коснулось и тех машин, которые ввезли до принятия «мини-каталога», но не успели растаможить.
С четверга, когда стало известно о повышении цен, автовладельцы Владивостока протестуют против действий таможенников. Несколько раз колонны в сотни автомобилей подъезжали к зданию ДВТУ, блокировали дорогу, сигналили и требовали разговоров с представителями властей. Сотрудника ГИБДД, пытавшегося блокировать колонну в пятницу, чуть не выкинули в реку. Автодилеры обещали месяц не забирать машины с таможенных складов. С протестующими долго не разговаривали: сообщалось, что начальник дальневосточной таможни Эрнест Бахшецян с сегодняшнего дня «находится в двухнедельном отпуске». Тем не менее, как сообщил его зам Александр Воробьев, конфликт все-таки разрешен: ДВТУ, автовладельцы и автодилеры создадут согласительную комиссию, которая «разработает приемлемый для сторон алгоритм расчета таможенной стоимости автомобилей». Уже ввезенные машины растаможат по старым правилам.
После шумного провала монетизации много говорилось о том, что российские власти отказываются от проведения преобразований, но последние месяцы показали, что об отказе речи не идет – власть просто сменила тактику. Нужные меры больше не обрушивают на население сразу, убеждая в их необходимости громкими рекламными кампаниями - теперь реформы делают максимально незаметными и вводят постепенно. Так было с тарифами на ЖКХ, которые правительство без лишнего шума повысило, позволив, однако, регионам амортизировать это решение. Так стало с отсрочками для армии – студентов уже будут забирать, просто после вуза, а Минобороны одну за одной пожирает и остальные отсрочки. Та же схема, похоже, работает и в данной ситуации – правительство обещает автовладельцам не принимать законов против иномарок, а местные власти безо всяких новых законов поднимают цены на импортные авто. Владивосток, однако, показал и всю ограниченность новой тактики: общенациональных выступлений больше нет, однако недовольство копится, и прорваться, как можно видеть, способно очень легко и с результатами не менее неприятными для властей, чем это было при монетизации.