Министр образования и науки Андрей Фурсенко выступил за внедрение массовых проверок студентов и абитуриентов на наркозависимость. По его словам, министерству нужна четкая картина наркомании в вузах. На вопрос о том, будет ли тест на наркотики обязательным, Фурсенко ответил уклончиво: по его словам, главное, чтобы проверки были массовыми. Однако Сергей Апатенко, возглавляющий департамент министерства по молодежной политике, сообщил изданию «Коммерсант», что вариант обязательной проверки на употребление наркотиков рассматривается.
В качестве аргумента, обосновывающего новое начинание, Андрей Фурсенко привел пример некоторых частных школ и вузов на Западе, где тест на наркозависимость обязателен, положительный результат является основанием для отчисления или незачисления, а отказ от теста приравнивается к положительному результату. Однако это – частные заведения, имеющие гораздо большую свободу на различные ограничения. Государственные же вузы по идее – площадки для реализации права гражданина на образование. И употребление наркотиков не может стать основанием для отказа в этом праве, поскольку не является уголовно наказуемым деянием. Разумеется, в предложении Фурсенко не было речи об использовании результатов тестов при решении о зачислении абитуриента. Однако сложно поверить, что это действительно будет исключительно сбором статистических материалов. Также неизвестно, будет ли делаться различие между тем, кто прочно сидит на героине, и подростком, пару раз покурившим марихуану – согласно идеологии Госнаркоконтроля различия между тяжелыми и легкими наркотиками нет. Впрочем, наиболее интересно, как это сочетается с основным аргументом в пользу введения ЕГЭ, который вроде бы предназначен для того, чтобы решение о зачислении в вуз принималось лишь на основании результатов, объективно показанных в тестах. То есть, чтобы сдавший испытание школьник мог бы отправить свои результаты в вуз, и там были бы обязаны его принять, «не взирая на личность». Наркотест – это, по идее, именно добавление критериев для отбора, не имеющих отношения к показанным знаниям (что тем более странно, если учиться в вузе у нас имеют право даже те, кто отсидел в тюрьме за уголовные преступления).
Все сказанное не отменяет важности самой проблемы – вузы действительно нередко служат площадкой распространения наркомании. Очевидно, что картина распространения наркомании в вузах нужна и важна для проведения профилактических мероприятий. Однако проверки на наркозависимость не должны находиться в руках тех же органов, которые принимают решение об отчислении или приеме студентов. Иначе единственным результатом станет перекрытие наркоманам любого шанса социализации – что еще более усугубит проблему.