Сегодня Вахитовский райсуд Казани не удовлетворил иск трех жительниц Нижнекамска, защищавших свое право фотографироваться на паспорт в платках. Женщины оспаривали соответствующий запрет Управления паспортно-визовой службы республики, который противоречит исламским нормам, предписывающим женщинам носить платки. На заседании выступил, в частности, эксперт-криминалист из МВД Татарстана, который сообщил, что для идентификации человека по фотографии необходимо, чтобы у него были открыты лицо, лоб, скулы, нижняя часть подбородка. Суд счел мнение эксперта достаточным и решил, что платок может этому помешать.
Истицы, однако, собираются обжаловать это решение в Верховном суде. Согласно положениям Корана, мусульманка, достигшая 13-14 лет, не имеет права оставлять открытыми иные части тела, кроме лица и кистей рук. Без платка-хиджаба женщину могут видеть только муж и ее близкие родственники (только те, за которых она даже теоретически не может выйти замуж). Мусульманки Нижнекамска считают, что запрет ущемляет их права и унижает достоинство: фотография без платка дает повод любому чиновнику или милиционеру потребовать, чтобы женщина при предъявлении паспорта сняла платок - то есть покрыла себя позором.
Для разрешения подобных споров раньше действовало рекомендательное письмо Паспортно-визового отдела МВД Росии от 01.08.98, в котором гражданам разрешалось фотографироваться на документы в головных уборах «в исключительных случаях»: служителям культа и тем, кто придерживается каких-либо религиозных канонов. Однако с февраля 2002 года отделения УПВС Татарстана перестали принимать такие фотографии, ссылаясь на устное распоряжение из Москвы. 17 июня это распоряжение было подтверждено соответствующей телеграммой из МВД: сообщалось, что письмо 1998 года утратило силу.
Спор, выглядящий скорее комично, на самом деле куда как серьезен. Отношение светского государства и религиозных норм вещь щекотливая и чреватая серьезными проблемами. Массовые иски граждан по поводу фотографий на паспорте в Татарстане - вряд ли случайная инициатива. Исламские фундаменталистские течения стремятся отвоевать у государства все большее пространство для введения религиозных норм. Причем именно незначительные детали могут иметь самые значительные последствия.