Парламент Грузии намеревался уже сегодня рассмотреть постановление об объявлении незаконными российских баз в Батуми и Ахалкалаки. По словам зампреда юридического комитета парламента Гиги Бокерия, его страна будет требовать вывода баз до начала 2006 года, однако если Россия «переведет базы в режим их вывода», этот срок будет продлен еще на год. Если же Москва этого решения не признает, парламентарии предлагают целый ряд мер: отказать в выдаче виз российским военным, ограничить их передвижение по территории Грузии, произвести финансовую оценку долга России за эти базы, а также найти другие способы блокировать их деятельность. Долг парламентарии, кстати, уже успели оценить в несколько сот миллионов долларов.
Начальник пресс-службы Минобороны РФ Вячеслав Седов уже заявил, что проблема военных баз может быть решена только на заседаниях специальной двусторонней комиссии, а «язык ультиматума, шантажа и давления неприемлем при рассмотрении данного вопроса». И, как стало известно, спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе сегодня сняла вопрос с рассмотрения и отправила назад в парламентские комитеты. По ее словам, этот законопроект не был согласован с руководством страны, в том числе и с президентом. Свое недовольство этим уже успели высказать как оппозиционные, так и проправительственные депутаты, но, по словам Бурджанадзе, парламент «не отказывается от обсуждения вопроса о российских базах», речь идет только о доработке предложений.
Заявление депутатов можно считать обычной популистской риторикой. Замечания Нино Бурджанадзе, похоже, означают, что даже склонные к ярким популистским жестам грузинские власти все же не готовы полностью отдаться власти эмоций и принять планы депутатов как руководство к действию. Что, впрочем, не должно внушать иллюзий, что от планов выдворения российских баз с территории Грузии руководство этой страны отказалось. Просто добиваться своего оно будет менее эпатажными способами с опорой на европейские и американские структуры. На существование таких планов и настойчивое желание Грузии добиться их осуществления можно обижаться и бросать грузинам упреки в антироссийской политике, но, по большому счету, упрекать в сложившейся ситуации нужно лишь самих себя. Даже если не вспоминать о Стамбульской декларации 1999 года, в которой Россия взяла на себя обязательства по выводу баз и дала Грузии в руки весомый козырь, следует понять: мы до сих пор не смогли показать себя для Грузии ни в качестве привлекательного партнера, с которым играть в такие игры глупо, ни реально сильного и опасного соседа, с которым лучше вообще шутки не шутить, а обращаться мягко и уважительно. Грузия может позволить себе давить на нас только потому, что это кажется ей допустимым и оправданным, а мы не располагаем возможностями убедить ее в обратном. Что же касается сути заявления самих грузинских депутатов, можно вспомнить заявление российской Думы по ситуации в Молдавии – не менее истеричное и детское.