На сегодняшнем расширенном заседании правительства приняты экстраординарные меры по изменению системы государственной власти. Путин объявил об отмене выборов глав регионов. Теперь губернаторов и президентов будет назначать лично президент России, а законодательные собрания субъектов федерации - утверждать эти кандидатуры. Кроме того, на заседании приняты решения:
- об образовании нового органа государственной власти - Общественная палата, через которую будут проходить все законопроекты;
- выборы в Государственную Думу будут проходить только по партийным спискам;
- о воссоздании Федеральной комиссии по Северному Кавказу;
- о запрещении экстремистских организаций, являющихся "рассадником национализма";
- об уничтожении террористов не только на территории РФ, но и за рубежом.
Также Путин объявил о назначении Владимира Яковлева на пост министра по делам национальностей (это пост был упразднен мартовской административной реформой, но сейчас будет введен заново). На его место - полпреда в Южном Федеральном округе - назначен Дмитрий Козак.
Итак, после теракта Беслане власть решилась на меры по изменению государственного строя. Выглядят эти меры вполне разумными. В частности, в последние годы много и вполне убедительно говорили о назначении губернаторов. Другое дело, что в нынешней ситуации катастрофического кадрового кризиса отстраивание вертикали власти уже показало свою пагубность. Оказалось, что чем "вертикальнее" система управления, тем невозможнее чем-либо управлять. Вместо системы ответственности "вертикаль власти" порождает систему перекладывания ответственности и паралич госуправления. А потому нынешний эксперимент может быть как спасительным, так и губительным, ибо - в печальной перспективе - грозит развалом страны. О кризисе кадров говорит и сегодняшнее назначение Козака. Каждый раз его назначают туда, где происходят главные события, где нужно налаживать, спасать, выстраивать - видимо, других чиновников, способных решать государственные задачи, во власти нет. А судя по административной реформе, и сам Козак в одиночку уже не справляется.
Впрочем, многое зависит от того, каков будет принцип формирования и степень самостоятельности нового органа Общественная палата. Если Общественная палата не задумывается как очередной фиктивный совещательный орган, то из этой затеи может выйти начало действительного изменения ситемы отношений власти и общества.