GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Красота по Бертолуччи

Революция, голые юноши и старческие слюни

По окончании просмотра нового фильма Бернардо Бертолуччи "Мечтатели" в который раз вспоминаешь одну немудреную истину: хуже слезливой сентиментальности может быть только слабоумие.


Конечно, Бертолуччи никогда не отличался большим умом и художественной широтой, но последние его опусы даже в этом контексте – нечто совсем уж жалкое. В 70-е он снимал "Последнее танго в Париже" и "Конформиста" – это была "пощечина общественному вкусу" с примитивным антибуржуазным пафосом, в 80-е - начале 90-х увлекся "восточной духовностью" – куда ж без этого – и снял "Последнего императора" и "Маленького Будду" со столь же примитивной "просветленностью". А в последний период своего творчества обратился к "простой человечности". Как же все-таки это прекрасно и трогательно, когда прелестная юная дочь ищет своего отца на фоне роскошных тосканских пейзажей ("Ускользающая красота"), а когда издерганный белый невротик-композитор влюбляется в нормальную здоровую чернокожую девушку ("В осаде"), это еще и так политкорректно!


В "Мечтателях" три прелестных двадцатилетних создания чудно и чрезвычайно содержательно проводят время в Париже 68-го года. Как именно – нетрудно догадаться: ходят в знаменитую парижскую Синематеку, читают Мао, бродят голышом по огромной запущенной парижской квартире, занимаются любовью, время от времени заглядывают в университет и в финале, естественно, оказываются на мятежных парижских улицах: двое – на баррикадах с "коктейлем Молотова", один – удаляющийся прочь под разговоры о неприемлемости насилия и «Non, Je ne regrette rien…» Эдит Пиаф. Но здесь даже привычный и уже совершенно механический революционный пафос изменяет Бертолуччи: все, в принципе, оказываются милыми симпатичными людьми – и папа с мамой, и детки. Впрочем, все это так - для проформы.


Главное, это прекрасные юные тела: два мальчика – голубоглазый блондин с пухлыми губами и прелестной челкой (что-то прерафаэлитское и леонардодикаприевское одновременно), брюнет с римским профилем и непокорными кудрями (почти как флорентийские вельможи у раннего Боттичелли); и девочка – тоненькая, зеленоглазая, в трогательных веснушках. Прямо дух захватывает!


И дальше уже можно сколько угодно монтировать эпизоды фильма стык в стык с эпизодами самой разной киношной классики – от фон Штернберга до Годара, глубокомысленно намекая на то, что «жизнь подражает искусству, а не наоборот», и «быть синефилом это и значит, быть настоящим человеком» – все абсолютно не убедительно. А вот это старческое любование свежим совершенным телом – еще как убедительно. И еще как отталкивающе в этой своей убедительности.


В массовом сознании Бертолуччи является неким невнятным символом «великого режиссера» (в рифму к Феллини, Антониони, Висконти), делающего «настоящее кино» с «духовностью» и «без всяких лицемерных табу». Что в случае «Мечтателей» выглядит примерно так. Прежде всего, непременные для прогрессивного человека щедрые и вполне недвусмысленные намеки на гомосексуальность и инцест: французские близнецы, мальчик (тот, который брюнет) и девочка, вместе моются в ванной и спят в одной постели (девочка при этом говорит, постукивая себя по виску: «Мы сиамские близнецы – мы срослись вот этим») и приобщают к этим радостям своего американского друга (того, который похож на Лео Ди Каприо). Духовность и мудрость большого художника состоит здесь, видимо, в том, что девочка выглядит, как блядь, а на самом деле таковой не является и, более того, оказывается девственницей. А пик этой самой духовности как раз и приходится на сцену дефлорации с последующими просветленными рыданиями и размазыванием крови по лицу – многозначительный, как можно догадаться, символ. Ну, а ее брат, конечно же, рядом нервно жарит яичницу – без такой мизансцены совершенно никак, это просто непременное условие «высокого искусства».


Но самое забавное, что в этот абсолютно предсказуемый набор компонентов для «настоящего кино» попадает наряду с гомосексуализмом, инцестом, нимфетками и прочими красивостями и левацкий пафос со всеми его антибуржуазными потрохами. Попки, грудки, книжки Мао, ну и – до кучи – студенты на баррикадах, бросающие "коктейль Молотова" в полицейских и камни в окна – вот вам и формат «хорошего красивого кино» для интеллигентного обывателя с «духовными запросами».


26.03.2004
Елена Стафьева

Версия для печати
Обсудить

Все Впечатления


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги




Перейти
26.12.2007   
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов

21.12.2007   
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин

18.12.2007   
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский

14.12.2007   
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин

11.12.2007   
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов

07.12.2007   
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов

03.12.2007   
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов


Впечатления

Перейти
23.04.2004   
Так поди же попляши
Оглушительный провал блистательной Волочковой
Елена Стафьева

30.03.2004   
Духовное перерождение олигарха
Великие прозрения Татьяны Устиновой
Александр Протопопов

26.03.2004   
Красота по Бертолуччи
Революция, голые юноши и старческие слюни
Елена Стафьева

19.03.2004   
Нам показали в кино финал Третьей Эпохи
Возможно, скоро увидим его наяву
Максим Соколов

15.03.2004   
Подвиг пассеизма
Аглицкая Меря про "наше все"
Аркадий Ипполитов

01.03.2004   
Скучна, как истина, глупа, как совершенство
Самая предсказуемая премия мира
Александр Протопопов

27.02.2004   
Последний человек Cеребряного века
Освобождение Аверинцева
Аркадий Ипполитов

18.02.2004   
Диалектика гламурной души
"Гламорама" Брета Истона Эллиса - главная книга нашего времени
Елена Стафьева

05.02.2004   
Брателло Путин
Как сделан Владимир Владимирович™
Александр Протопопов

19.01.2004   
Елена Прекрасная
"Байки кремлевского диггера" стали бестселлером
Анна Горянина

29.12.2003   
Vita brevis ars longa est
Главные культурные события 2003 года
Елена Стафьева

23.12.2003   
Новобрачная была в желтом
Совершенная бессмыслица Квентина Тарантино
Александр Протопопов

 

Искусство должно кому-то принадлежать
ГлобалРус запускает новый проект
От редакции
Алгеброй - гармонию
Прагматик Александр Долгин - о культуре
Ольга Кабанова
Другому - как понять тебя?
Культура должна освоить новый язык, чтобы выжить
Екатерина Мень
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера