Вчера (а по московскому времени сегодня ранним утром) в Лос-Анджелесе состоялась церемония вручения премий Американской киноакадемии. Фильм «Властелин колец: Возвращение короля» получил «Оскаров» в большинстве главных номинаций: лучший фильм, лучший режиссер (Питер Джексон), лучший адаптированный сценарий. Лучшей актрисой стала Шарлиз Терон («Монстр»), лучшим актером – Шон Пенн («Таинственная река»), лучшим актером второго плана – Тим Роббинс («Таинственная река»), лучшей актрисой второго плана – Рене Зельвегер («Холодная гора»). Лучший оператор – Рассел Бойд («Хозяин морей: На краю земли»), лучший оригинальный сценарий – София Коппола («Трудности перевода»), лучший иностранный фильм – «Нашествие варваров» (Дени Аркан, Канада).
Итак, все прошло очень предсказуемо – «Властелин колец» получил 11 «Оскаров» (по всем заявленным номинациям) и сравнялся с «Бен Гуром» и «Титаником». С «Титаником» он сравнялся и по количеству денег, собранных в прокате – больше $1 млрд. Ровно так же обстоят дела и с остальными победителями. Все в один голос прочили победу и Шарлиз Терон – популярный голливудский формат (лесбиянка-маньяк, убивающая из-за отсутствия любви) и пресловутые набранные ею для этой роли 15 килограммов, что почему-то почитается высшим проявлением мастерства; и Шону Пенну – всеобщий любимец, сыгравший полный драматизма образ несчастного отца и убийцы-мстителя. И в том, и в другом случае роли выстроены шаблонно и с некоторым ощутимым переигрыванием, доходящим местами до банального кривляния, но, впрочем, именно это и называется в современном Голливуде актерским талантом.
Столь же предсказуемым выглядит и «высокохудожественный» и «интеллектуальный» «Оскар» – Софии Копполе за сценарий ею же срежиссированного фильма «Трудности перевода». Фильм действительно хороший, София Коппола – из знатной голливудской династии. Не дать ей приз совсем было бы вызывающе, но дать за режиссуру – чересчур смелый шаг. Несмотря на торжество политкорректности (а Коппола стала бы в этом случае первой женщиной-режиссером, получившей «Оскар»), Голливуд еще более чтит традиции и ритуалы: будь ты хоть трижды гениальной дочкой сколь угодно великого папы, но получить одни из главных «Оскаров» в 32 года, да еще и с первого захода – это слишком.
Так же идеально укладывается в оскаровский формат и "Нашествие варваров" Дени Аркана - качественное кино про конфликт между холодными яппи и человечными хиппи, который оказывается мнимым: актуальная и популярная в Голливуде тема, прекрасная пресса, фестивальные призы. Таким образом, нынешний "Оскар" не сделал ни одного вопиющего жеста и продемонстрировал по крайней мере одно положительное качество: консерватизм.