GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Диалектика гламурной души

"Гламорама" Брета Истона Эллиса - главная книга нашего времени

Обыватели, далекие от современного высокого искусства, все еще полагают, будто для создания сколько-нибудь значительного литературного произведения необходимы как минимум идея, концепция, выстроенный сюжет, разработанные характеры – причем и то, и другое, и третье желательно продуманное и не банальное. Чрезвычайно старомодный предрассудок, от которого всем, кто не желает прослыть деревенщиной неотесанной, давно пора избавиться. Вот, как вы думаете, что получится, если взять 600 печатных страниц и заполнить их названиями типа Prada, Vivienne Tam, Details; именами типа Ума Турман, Квентин Тарантино, Беатрис Даль; и чтобы все персонажи говорили друг другу исключительно «зайка», «чувак» и «зашибись». Причем все это без какого либо связного повествования, без сколько-нибудь внятных сюжетных линий и почти без законченных диалогов? Нет, вы не угадали: получится не просто модная книга, получится Главная Книга Нашего Времени – «Гламорама» Брета Истона Эллиса.

В общем, она действительно главная. Эллис – автор «Меньше, чем ноль» и «Американского психопата» – тот, чье влияние на современную словесность – в смысле полной утраты ею всякого человеческого облика – было всеобъемлющим и фатальным. Он – один из тех, кто сформировал вышеописанный канон «актуальной» литературы 90-х: герой-невротик, модные бренды и полный распад стиля. Он – икона модной критики и зеркало всех ее родовых черт. Важнейшая из которых –  непременная связь гламура и антибуржуазности.

Там, где любой мало-мальски здравомыслящий человек не увидит ничего, кроме тошнотворной невнятицы, модные критики видят все, что угодно – но не очевидное. Как только не называли «Гламораму» – и «сатирой», и «триллером», и ни много ни мало «Бесами» Америки 90-х; чего только не пытались в ней обнаружить – и «сюжет», и даже, прости Господи, «здоровый консерватизм». Какие только интеллектуальные и психосоматические усилия не прикладывали для того, чтобы, не дай бог, не выговорить случайно самого напрашивающегося: «А король-то голый!»

Как же можно, ведь Эллис – святой и от него сияние исходит! Да, приходится все-таки признать, что «проза Эллиса на первый взгляд выглядит дико». Но вот того, что ровно так же она выглядит и на второй, и на третий, и даже на десятый взгляд, сколько в нее ни всматривайся, – этого мы не скажем никогда. Умрем, но не скажем. В своем стремлении оправдать эту белиберду мы готовы придумать сколь угодно беспомощные и  смехотворные интерпретации  - «роман о поверхностной жизни не обязан быть глубоким и блистать новизной» или «от первых двухсот пятидесяти страниц тошнит, зато потом открывается… ». Ведь в самом деле,  "не мог же Брет Истон Эллис написать 600 страниц просто так"! Ведь должно же там быть какое-то «идеологическое послание».

Оно и есть, только, боюсь, совсем не там, где его тщатся найти заслуженные гламурные деятели. И касается оно не столько правды о мире, сколько правды о них самих. История тусовщика, модели, золотого мальчика Виктора Варда, который начинает с разных модных штук и мест в Нью-Йорке, а заканчивает взрывами кафе и авиалайнеров в Европе, оказывается своего рода кодом гламурного поколения, безошибочно вскрывающим все его ключевые системы. Что, собственно говоря, заставляет этих самых деятелей провозгласить Эллиса «радикальным воинствующим писателем-моралистом» и поставить его в один ряд с Уэльбеком? Если бы в книге была только первая часть – с гламурным Нью-Йорком, то Эллис вряд ли удостоился такого титула, а был бы всего лишь просто «моралистом», ну, в крайнем случае, потянул бы на «гениального безумца». «Радикальным» его делает именно вторая часть – с террористической Европой, пытками и взрывами. Prada + пластит – вот какова формула «радикального воинствующего морализма».

И здесь «Гламорама» вписана в весьма представительный ряд «культовых» произведений конца прошлого века, вроде «Бойцовского клуба» или «Королевской битвы». Потому как живет себе спокойно гламурный журналист, носит модные штаны, ездит на модном мотоцикле, описывает рэп в каноне опер Вагнера, глубокомысленно намекает по каждому поводу на Делеза или уж на худой конец Барта, почитывает Жижика для души… Но стоит ему увидеть в кино взлетающие в воздух небоскребы, разлетающиеся на куски детские тела или прочитать про тайную сеть моделей-террористов – все, его тут же переклинивает. И начинается такой антибуржуазный пафос, такие проклятия в адрес глобализма и пресловутого «общества потребления», что куда там ампиловским старушкам!

И ему совершенно невдомек, что подобная риторика может сыграть с ним очень злую шутку. Модный критик со своим забубенным снобизмом в данном случае оказывается транслятором миросозерцания самого обычного среднего клерка: для обоих, с одной стороны, манящ мир гламура (как бы сурово они при этом о нем ни отзывались), а с другой – завлекателен мир террора (виртуального, конечно) как некий символ настоящей жизни в противовес ее суррогату: офису или тусовкам. И в этом – беспощадная ирония судьбы и серьезный урок смирения: а нечего мнить себя аристократами духа и полагать воображаемый пластит (равно как и вполне реальную «Праду») высшим выражением основополагающего конфликта бытия.


18.02.2004
Елена Стафьева

Версия для печати
Обсудить

Все Впечатления


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги




Перейти
26.12.2007   
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов

21.12.2007   
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин

18.12.2007   
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский

14.12.2007   
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин

11.12.2007   
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов

07.12.2007   
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов

03.12.2007   
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов


Впечатления

Перейти
23.04.2004   
Так поди же попляши
Оглушительный провал блистательной Волочковой
Елена Стафьева

30.03.2004   
Духовное перерождение олигарха
Великие прозрения Татьяны Устиновой
Александр Протопопов

26.03.2004   
Красота по Бертолуччи
Революция, голые юноши и старческие слюни
Елена Стафьева

19.03.2004   
Нам показали в кино финал Третьей Эпохи
Возможно, скоро увидим его наяву
Максим Соколов

15.03.2004   
Подвиг пассеизма
Аглицкая Меря про "наше все"
Аркадий Ипполитов

01.03.2004   
Скучна, как истина, глупа, как совершенство
Самая предсказуемая премия мира
Александр Протопопов

27.02.2004   
Последний человек Cеребряного века
Освобождение Аверинцева
Аркадий Ипполитов

18.02.2004   
Диалектика гламурной души
"Гламорама" Брета Истона Эллиса - главная книга нашего времени
Елена Стафьева

05.02.2004   
Брателло Путин
Как сделан Владимир Владимирович™
Александр Протопопов

19.01.2004   
Елена Прекрасная
"Байки кремлевского диггера" стали бестселлером
Анна Горянина

29.12.2003   
Vita brevis ars longa est
Главные культурные события 2003 года
Елена Стафьева

23.12.2003   
Новобрачная была в желтом
Совершенная бессмыслица Квентина Тарантино
Александр Протопопов

 

Искусство должно кому-то принадлежать
ГлобалРус запускает новый проект
От редакции
Алгеброй - гармонию
Прагматик Александр Долгин - о культуре
Ольга Кабанова
Другому - как понять тебя?
Культура должна освоить новый язык, чтобы выжить
Екатерина Мень
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера