GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Как в афишу коза

Максим Соколов vs. новейшие человеки

«- Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, - продолжал между тем Базаров. - Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.- Что бы ему дать? - спросил Аркадий.- Да, я думаю, Бюхнерово "Stoff und Kraft"* на первый случай.- Я сам так думаю,  - заметил одобрительно Аркадий. - "Stoff und Kraft" написано популярным языком...» 

Книга поначалу оставила довольно сложное впечатление. Как всегда яркий, по-настоящему мастерский язык, многообещающий по задумке сюжет – разговоры русских людей самых разных убеждений, случайно сошедшихся в самом центре Европы и заведших там по неистребимой национальной привычке застольную беседу о судьбах родины. Точно найденная интонация – почти призыв посмотреть на самих себя со стороны, враз заметить, что настоящим предметом споров и раздумий должно быть вовсе не то, о чём сегодня говорят и пишут в России. И вместе с тем от книги осталось ощущение какой-то недокрученности, недодуманности «направления главного удара». В первую очередь по жанру: автор, кажется, так и не определился, чего он больше хочет – яркой беллетристической зарисовки основных типажей своего времени, политической сатиры или серьёзного сократического диалога, направленного на поиск смыслов. Кроме того, при прочтении книги меня не покидало ощущение, что автор иногда отказывает своим виртуальным оппонентам в уме и логике, слишком легко разбивает их доводы, которые часто и не доводы вовсе, а просто срисованные откуда-то клише и лозунги.

И тем не менее  «Чуден Рейн при тихой погоде» Максима Соколова –  книга сильная и вполне убедительная. По самому большому счёту автор прав: спорить надо именно с мифами и клише, а вовсе не с их невольными жертвами – будь то активные адепты того или иного лжеучения или их молчаливые вниматели. Гораздо естественнее выходит, когда «демократ» и «патриот» более похожи на газетную карикатуру, чем на мыслящих, развивающихся людей. Тем более, что повседневная реальность интернет-форумов, хорошо знакомая и мне, и автору, в большинстве своём наполнена именно такими клишированными органчиками – «демократами», «патриотами», «постмодернистами», «провинциалами» и т. д. и ежедневно доказывает, что Соколов их всех вовсе не выдумал.  

Впрочем, узнаваемость соколовских образов, как выяснилось, не исчерпывается пространством сетевых форумов. Ещё не успел я дочитать до конца увесистый соколовский талмуд, как в «Афише» появилась на него рецензия Л.Данилкина. Модный автор книжных обозрений, представившись «с искренним уважением» давним читателем и почитателем М.Соколова, вызвался вместе с тем вручать ему «чёрную метку» с надписью «низложен». Дело в том, что Соколов, как выяснилось, «хорошо разбирается с прошлым, но плохо видит будущее», состоящее из покемонов, телепузиков и Мэрилина Мэнсона – а потому не поддающееся дискурсивному укрощению посредством «пушкинского здравого смысла». И, значит, Соколов перестал быть «современным Нестором», адекватным летописцем эпохи – эпоха убежала вперёд, а он остался там, где стоял. За что и получил от Данилкина по-пионерски уважительное обращение «достопочтенный балда» - со ссылкой на «старика Хоттабыча».

Только дочитав до конца и рецензию, и саму книгу, кою пришлось по этому поводу заново начинать с начала, я понял: статью в «Афише» писал никакой не Данилкин. Её под данилкинским псевдонимом опубликовал один из персонажей соколовского «Рейна», который там прозывается «постмодернист». Ну, в смысле, тот, который всю дорогу сыпал «дискурсами» и «симулякрами», подкрепляя оными свою святую уверенность в том, что раз уж наступили глобализация, постиндустриальная эра, третья волна, экономика брендов, информационное общество и т. д., то здравый смысл – неважно, «пушкинский» он или какой ещё – подлежит упразднению как нечто безнадёжно устаревшее. Он более «не может объяснить новый, глобализованный мир, в котором невыгодно производить прокатную сталь». А для его объяснения надлежит немедля выдумывать новый язык, новую культуру, религию и науку. Разумеется, «глобальные» и «транснациональные», как и всё остальное, к ним прилагающееся.

Иными словами, афишный книжный обозреватель таки убедил меня в том, в чём не смог полностью убедить уважаемый Максим Юрьевич. А именно – что означенный «классический дискурс», он же «пушкинский здравый смысл», сегодня не просто не утратил актуальности, а является единственным адекватным инструментом для объяснения происходящего. И что отдающий уже вовсе ветхой античной древностью жанр философского диалога, заново осваиваемый Соколовым в таком вот экспериментальном виде, тоже может сгодиться не хуже «нашего всё» с его здравым смыслом. Что бы там ни думали по этому поводу новейшие усовершенствованные человеки – как, впрочем, и их предшественники, начиная от Базарова с Кирсановым-младшим.

Зло берёт, честное слово. К Соколову и его новой книге в самом деле есть масса претензий по сути – и главная, действительно, та, что по состоянию «на сейчас» идея «заворачивать шурупы отвёрткой» – важная, но уже недостаточная; ей сегодня катастрофически недостаёт «позитива», проектности, если хотите. Но выкатывать в порядке антитезы Соколову уже довольно несвежую тоффлеро-фукуямовскую постиндустриальную лапшу, объявляя её тем самым звуком архангельских труб, из-за которых про здравый смысл теперь можно благополучно забыть – увольте-с. Плавали, знаем – вода в Рейне в точности такая же мокрая, как и в Днепре с Волгою. И никаких оснований говорить о том, что «классический дискурс» подходит исключительно для внутреннего употребления в ситуации железного занавеса, а при появлении на горизонте «глобализма» с его глобальными проблемами враз отказывает по причине своей местечковой устарелости, не имеется.

Собственно, главная проблема, как всегда, образовалась как раз на том самом месте, где её обычно и обнаруживал пресловутый «классический дискурс»: беда не с гласностью, а со слышимостью. У каждого свои причуды: кому-то охота продолжать бороться с кровавым чекистским режимом (Демократ), кому-то – с всемирным антироссийским жидомасонским заговором (Патриот), кому-то – с косностью людей, не желающих замечать, что мир изменился и ходить теперь следует исключительно вниз головой (Постмодернист из «Афиши»). И никому не хочется отложить хотя бы на время эти свои игрушки и говорить всерьёз, «как взрослые люди». Хотя бы правильно поставить вопросы - что уж говорить о такой роскоши, чтобы на них отвечать. В этом смысле книга Соколова «Чуден Рейн при тихой погоде» не отстала от времени, а скорее уж опередила его.

Что, впрочем, и есть главный показатель качества. По самому большому счёту.

Книга М.Соколова "Чуден Рейн при тихой погоде//Новые разыскания" имеется в продаже в магазине издательства "Известия". Адрес: Москва, ул.Тверская, д.18, корп.1. 


13.10.2003
Алексей Чадаев

Версия для печати
Обсудить

Все Впечатления


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги




Перейти
26.12.2007   
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов

21.12.2007   
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин

18.12.2007   
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский

14.12.2007   
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин

11.12.2007   
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов

07.12.2007   
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов

03.12.2007   
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов


Впечатления

Перейти
23.04.2004   
Так поди же попляши
Оглушительный провал блистательной Волочковой
Елена Стафьева

30.03.2004   
Духовное перерождение олигарха
Великие прозрения Татьяны Устиновой
Александр Протопопов

26.03.2004   
Красота по Бертолуччи
Революция, голые юноши и старческие слюни
Елена Стафьева

19.03.2004   
Нам показали в кино финал Третьей Эпохи
Возможно, скоро увидим его наяву
Максим Соколов

15.03.2004   
Подвиг пассеизма
Аглицкая Меря про "наше все"
Аркадий Ипполитов

01.03.2004   
Скучна, как истина, глупа, как совершенство
Самая предсказуемая премия мира
Александр Протопопов

27.02.2004   
Последний человек Cеребряного века
Освобождение Аверинцева
Аркадий Ипполитов

18.02.2004   
Диалектика гламурной души
"Гламорама" Брета Истона Эллиса - главная книга нашего времени
Елена Стафьева

05.02.2004   
Брателло Путин
Как сделан Владимир Владимирович™
Александр Протопопов

19.01.2004   
Елена Прекрасная
"Байки кремлевского диггера" стали бестселлером
Анна Горянина

29.12.2003   
Vita brevis ars longa est
Главные культурные события 2003 года
Елена Стафьева

23.12.2003   
Новобрачная была в желтом
Совершенная бессмыслица Квентина Тарантино
Александр Протопопов

 

Искусство должно кому-то принадлежать
ГлобалРус запускает новый проект
От редакции
Алгеброй - гармонию
Прагматик Александр Долгин - о культуре
Ольга Кабанова
Другому - как понять тебя?
Культура должна освоить новый язык, чтобы выжить
Екатерина Мень
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера