GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Убедительное поражение Някрошюса

Большой театр пал жертвой моды

В своих попытках победить многолетний кризис и вернуть таки себе статус первого имперского музыкального театра Большой решил сделать сильный ход – начать сезон амбициозной премьерой. Что в представлении тамошнего руководства прежде всего значит – позвать модного режиссера. Самой убедительной фигурой с такой точки зрения на сегодняшний день выглядит, конечно, Эймунтас Някрошюс. Убедительной до такой степени, что московская театральная тусовка готова покорно, без малейшего ропота, высиживать по шесть часов на «Чайке», стройно распевая акафист великому гению. Так что в случае нужды в громком проекте – беспроигрышный вариант.

Выбран был «Макбет» Джузеппе Верди. Все рассчитали вроде бы правильно: «Макбет» не шел в Большом более ста лет, мировая знаменитость Някрошюс впервые ставит оперу – уже этого было достаточно, чтобы представлять премьеру как нечто исключительное и всячески подогревать и без того острый интерес московской публики, которая не избалована громкими оперными событиями. Правда, при ближайшем рассмотрении сильный ход подозрительно напоминал пускание пыли в глаза: дело в том, что премьера не совсем "свежая" – спектакль был поставлен Някрошюсом в Италии, и Большой арендовал все, кроме оркестра и певцов. Тем не менее все преисполнились самых радужных ожиданий.

Были ли они оправданы,  или, напротив, обмануты – нельзя сказать однозначно. Ответ зависит от того, чего ожидаешь, отправляясь в оперу. Если цельного и, по возможности, захватывающего зрелища – то будешь разочарован. А если просто послушать приятную во всех отношениях музыку – то, скорее всего, останешься вполне удовлетворен.

С музыкой все обстояло вполне прилично. Хорошо играл оркестр под управлением заслуженного итальянца Марчелло Панни, хорошо пели солисты Елена Зеленская и Владимир Редькин. Хорошо, и не более того. Но ведь никто не ожидал увидеть на сцене Марию Каллас. Для Большого, где все классические оперные спектакли – «золотой фонд» – пребывают в полуразрушенном состоянии (например, тот же вердиевский «Бал-маскарад»), и где еще недавно премьеры оценивались по количеству попаданий солистов и оркестра в партитуру, ­качественное, пусть и без особенного блеска, исполнение –  большое завоевание.

В этом смысле мастеровитый композитор Верди идеален. Гладенькая музыка, миленькое бельканто – что называется, качественный продукт, без излишних претензий. Ни тебе сложной риторической культуры предыдущей эпохи, ни натурализма последующей. В этом царстве ненавязчивого мелодизма самое главное и замечательное – хоры. Именно они-то и удались добросовестным профессионалам из Большого лучше всего. И когда со сцены раздается «Преданная Родина рыдает и зовет! Братья, поспешим спасти угнетенных!» - живо представляешь, как темпераментные итальянские патриотки в 1848 году выпрыгивали на сцену с бело-красно-зелеными шарфами под восторженные рукоплескания публики, а карбонарии в партере вскакивали с мест с криками «Да здравствует Италия!» То есть Верди, хоть и клялся всячески в верности тексту первоисточника, с легкостью его перемолол для внутреннего употребления, не оставив и следа от запутанного и безнадежного шекспировского трагизма. Он написал оперу «про свое». А Някрошюс, признанный интерпретатор Шекспира, попытался поставить спектакль также «про свое» («про Судьбу»). Ни тот, ни другой особенно не брали в голову шекспировский замысел. Только вот на Новой сцене Большого театра Верди звучал куда убедительней, чем смотрелся Някрошюс.

Главное ощущение от «Макбета» как от спектакля – механически соединенные разнородные элементы, которые так и не стали целым. В этот вечер в интерьерах Новой сцены, один в один напоминающих торговый комплекс «Охотный ряд», Шекспир, Верди и Някрошюс никак не пересекались. Каждый существовал по отдельности, при очевидном преимуществе Верди.

Когда смотришь на неловкие попытки режиссера и его сына Мариуса (художника-постановщика) что-то сделать со сценическим пространством, как-то занять миманс и куда-то приткнуть солистов – испытываешь недоумение. Все-таки от такой звезды, как Някрошюс, ожидаешь, мягко говоря, более уверенного владения режиссерской техникой. От некоторых его что называется «находок» даже как-то неловко становится – все-таки знаменитость, нельзя же совсем как-то так элементарно не справляться с драматическими задачами. Нельзя же опускаться до такого плоского и нелепого символизма. То «мальчики кровавые в глазах» (после убийства короля Дункана игривые ведьмы в красных перчатках машут руками перед носом у четы Макбетов, а те отмахиваются от них, как от назойливой мошкары). То в сцене пира начинается полная неразбериха с призраком Банко: он двоится (будучи представлен и актером, исполняющем эту роль, и кем-то, корчащимся в судорогах за натянутым черным эластичным холстом) и даже троится – появляется призрак его (вполне здравствующего) сына и начинает потешно гоняться за Макбетом, грозя ему палочкой, с которой детишки обычно играют в «лошадку». То актеры миманса ни с того ни с сего выползают на сцену в овечьих шкурах в последнем акте, когда Макбет поет свою финальную арию.

В целом же сценическое действие распадается на прогрессивную массовку и консервативных солистов. Первые одеты в "концептуальные" костюмы (конечно же, непременно черно-рвано-холщевые) и призваны продемонстрировать (вместе с минимализмом сценического оформления) передовые тенденции современного европейского театрального искусства: разнообразные прыжки и ужимки, сомнамбулические шатания по сцене, причудливые позы. Вторые одеты в нечто абстрактно-историческое (особенно леди Макбет с ее декольте, кроваво-алым панбархатом, турнюрами и шлейфами) и демонстрируют условно-классический оперный театр: статуарно замирают на авансцене, заламывают руки и скорбно припадают на одно колено. Друг с другом они при этом никак не соотносятся. Особенно нелепо весь этот някрошюсовский авангард смотрится на фоне бойкой и гладкой вердиевской музыки. Создается полное ощущение, что режиссер просто не знает, что делать с оперной сценой и населяющими ее персонажами. А еще – и это самое примечательное – закрадывается страшное подозрение: а может быть великий режиссер Някрошюс на самом деле не такой уж и великий, просто в приличном обществе иначе считать не принято? И все огрехи его знаменитого метафорического стиля, которые все дружно не замечают в драматическом театре, тут, в театре оперном, становятся столь очевидны, что не замечать их уже невозможно?

Потому, глядя на страдания Макбета на полупустой сцене Большого, ловишь себя на том, что в глубине души шевелится необоримое желание увидеть что-нибудь, сделанное по старинке, - какого-нибудь Франко Дзефирелли без всяких новомодных штучек: солидная массовка в роскошных исторических костюмах, богато украшенные интерьеры и декорации,  внятно представляющие место действия.

И чтоб никакого минимализма, метафоризма и концептуализма, ничего сплошь черного и серого и никаких холщовых рубах до полу.


15.10.2003
Елена Стафьева

Версия для печати
Обсудить

Все Впечатления


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги




Перейти
26.12.2007   
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов

21.12.2007   
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин

18.12.2007   
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский

14.12.2007   
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин

11.12.2007   
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов

07.12.2007   
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов

03.12.2007   
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов


Впечатления

Перейти
23.04.2004   
Так поди же попляши
Оглушительный провал блистательной Волочковой
Елена Стафьева

30.03.2004   
Духовное перерождение олигарха
Великие прозрения Татьяны Устиновой
Александр Протопопов

26.03.2004   
Красота по Бертолуччи
Революция, голые юноши и старческие слюни
Елена Стафьева

19.03.2004   
Нам показали в кино финал Третьей Эпохи
Возможно, скоро увидим его наяву
Максим Соколов

15.03.2004   
Подвиг пассеизма
Аглицкая Меря про "наше все"
Аркадий Ипполитов

01.03.2004   
Скучна, как истина, глупа, как совершенство
Самая предсказуемая премия мира
Александр Протопопов

27.02.2004   
Последний человек Cеребряного века
Освобождение Аверинцева
Аркадий Ипполитов

18.02.2004   
Диалектика гламурной души
"Гламорама" Брета Истона Эллиса - главная книга нашего времени
Елена Стафьева

05.02.2004   
Брателло Путин
Как сделан Владимир Владимирович™
Александр Протопопов

19.01.2004   
Елена Прекрасная
"Байки кремлевского диггера" стали бестселлером
Анна Горянина

29.12.2003   
Vita brevis ars longa est
Главные культурные события 2003 года
Елена Стафьева

23.12.2003   
Новобрачная была в желтом
Совершенная бессмыслица Квентина Тарантино
Александр Протопопов

 

Искусство должно кому-то принадлежать
ГлобалРус запускает новый проект
От редакции
Алгеброй - гармонию
Прагматик Александр Долгин - о культуре
Ольга Кабанова
Другому - как понять тебя?
Культура должна освоить новый язык, чтобы выжить
Екатерина Мень
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера