GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Торжество отечественного кинематографа

На фестивале в Венеции Россию признали страной третьего мира

Победа "Возвращения" Андрея Звягинцева на Венецианском фестивале произвела примерно такой же эффект, какой могла бы повлечь за собой, скажем, победа российской сборной в каком-нибудь важном футбольном матче. Скромный, симпатичный молодой сотрудник телекомпании Ren-TV в течении 48 часов прославился на всю страну, а в понедельник в вечернем эфире НТВ даже был между делом объявлен вторым Тарковским. То обстоятельство, что закадровая девушка, чьим голосом было сделано это объявление, обе фамилии -  Тарковского и Звягинцева -  явно слышала впервые, придало ситуации особую торжественность и неподдельную искренность.

Кино это, однако, не вполне футбол, потому имеет смысл вдохнуть поглубже и сказать негромко, но твердо: уважаемое жюри 60-го Венецианского международного кинофестиваля наградило Золотым Львом  вызывающе среднюю картину. "Возвращение" -  фильм очень старательный, снятый в аккуратном соответствии с международными арт-хаусными требованиями, заботливо аранжированный многими цитатами из любимых режиссеров и даже, что греха таить, довольно красивый - в том смысле, в каком понимают красоту постановщики рекламы, допустим, Mars: чтоб с колышащимися лугами, ярким небом и солнечными лучами навылет скозь тяжелую листву. По инвалидной квоте современного русского кино, когда на всю страну связную историю на полтора часа умеют снять ровно три с половиной человека, с поправкой на это, работу Звягинцева безусловно следовало бы назвать многообещающим дебютом и чем-нибудь наградить. Однако, по меркам иного кинематографа - того, где грамотный монтаж и умение по-человечески снять движущуюся машину почитается не за признак великого божьего дара, а за элементарный профессинальный минимум - по этим законам "Возвращение" не тянет даже на многообещающий дебют. Если уж на то пошло, предыдущая работа Звягинцева - минисериал "Черная комната", составленный из вполне себе ученических этюдов на тему "фильм нуар", был вещью куда более цельной и, главное, более искренней.

Вопрос о том, чем именно фильм Звягинцева приглянулся загранице, впервые был задан, когда из-за него сцепились помимо Венеции еще Торонто, Монреаль и Локарно - пускай жестокость и отчаянность этой рукопашной и была несколько преувеличена в пиаровских целях. Ответ на него довольно скучен. При всей своей артхаусности и нарочитой "некоммерческости" "Возвращение" есть ярчайший пример того самого продюсерского кино, в котором иным сегодня видится единственное спасение русской киноиндустрии и отличительной чертой которого является обостренное чувство целевой аудитории и ежеминутное понимание того, для кого именно делается данная картина. Целевой аудиторией "Возвращения" безусловно были отборщики европейских фестивалей - люди с очень специфическим представлением о том, что есть национальный кинематограф: наряду с немалым количеством достойных картин они стабильно отбирают в конкурсы что-нибудь невыносимо общечеловеческое, вроде "Дома дураков" или того, что лудят дрессированные дочки Мохсена Махмальбафа.

Правильное кино в представлении отборщиков это кино  вызывающе не жанровое. Краткие периоды, когда на фестивальную сцену выходит какой-нибудь резвый хлопчик с дробовиком и весело укладывает ценителей искусств животами на красный ковер, случаются, увы, не часто и всегда протекают в стилистике ограбления сберкассы, а не нормального фестивального процесса.  В правильном кино должны быть большеглазые подростки, отцы и дети, долгая дорога, утренний туман, вдумчивая камера, изрядный метраж, преодоление которого помогает зрителю в очередной раз подняться в собственных глазах, легко считываемая метафорика в виде взятия героями водных преград   - все эти элементы аккуратно представлены в фильме Звягинцева,  и для полного комплекта ему не хватает только огромных черно-белых яблок, катящихся с воза. Умение нравиться фестивальным отборщикам - такой же чисто технический навык, как лоббирование законопроектов или вывод денег в оффшоры. Им в совершенстве владеют режиссеры из стран третьего мира. То, что теперь им овладела и Россия, с точки зрения практической пользы, наверное, хорошо, а не плохо. Но причиной тому скорее некоторая деградация мирового фестивального движения, нежели воспарение национального гуманистического кинематографа.

09.09.2003
Роман Волобуев

Версия для печати
Обсудить

Все Впечатления


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги




Перейти
26.12.2007   
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов

21.12.2007   
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин

18.12.2007   
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский

14.12.2007   
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин

11.12.2007   
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов

07.12.2007   
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов

03.12.2007   
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов


Впечатления

Перейти
23.04.2004   
Так поди же попляши
Оглушительный провал блистательной Волочковой
Елена Стафьева

30.03.2004   
Духовное перерождение олигарха
Великие прозрения Татьяны Устиновой
Александр Протопопов

26.03.2004   
Красота по Бертолуччи
Революция, голые юноши и старческие слюни
Елена Стафьева

19.03.2004   
Нам показали в кино финал Третьей Эпохи
Возможно, скоро увидим его наяву
Максим Соколов

15.03.2004   
Подвиг пассеизма
Аглицкая Меря про "наше все"
Аркадий Ипполитов

01.03.2004   
Скучна, как истина, глупа, как совершенство
Самая предсказуемая премия мира
Александр Протопопов

27.02.2004   
Последний человек Cеребряного века
Освобождение Аверинцева
Аркадий Ипполитов

18.02.2004   
Диалектика гламурной души
"Гламорама" Брета Истона Эллиса - главная книга нашего времени
Елена Стафьева

05.02.2004   
Брателло Путин
Как сделан Владимир Владимирович™
Александр Протопопов

19.01.2004   
Елена Прекрасная
"Байки кремлевского диггера" стали бестселлером
Анна Горянина

29.12.2003   
Vita brevis ars longa est
Главные культурные события 2003 года
Елена Стафьева

23.12.2003   
Новобрачная была в желтом
Совершенная бессмыслица Квентина Тарантино
Александр Протопопов

 

Искусство должно кому-то принадлежать
ГлобалРус запускает новый проект
От редакции
Алгеброй - гармонию
Прагматик Александр Долгин - о культуре
Ольга Кабанова
Другому - как понять тебя?
Культура должна освоить новый язык, чтобы выжить
Екатерина Мень
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера