Всю прошедшую неделю продолжалась судебная эпопея Анастасии Волочковой. В четверг Басманный суд Москвы отклонил ее иск к генеральному директору Большого театра Анатолию Иксанову, с которого она требовала 1 млн долларов за моральный ущерб, и еженедельнику «Аргументы и факты». Напомним, в чем состояла суть претензий г-на Иксанова к г-же Волочковой. Отвечая в сентябре прошлого года на вопросы «АиФа» о причинах увольнения Волочковой, Иксанов назвал одной из главных ее совершенно не подобающую классической танцовщице форму. Проще говоря, он сказал, что ни один из танцовщиков Большого не в состоянии ее поднять, а те отчаянные, кто все-таки рискует, горько потом в этом раскаиваются. Так ее партнер Евгений Ткаченко во время выступления с Волочковой получил травму и уволился из театра. А один из самых высоких и крупных танцовщиков Большого Николай Цискаридзе на вопрос, сможет ли он танцевать с Волочковой, так прямо и ответил: «Могу попробовать «Раймонду», но другие спектакли – это исключено. Ее не поднять».
Впрочем, суды занимают все силы и время г-жи Волочковой не только последнюю неделю, но и все последние полгода, с тех пор, как началась пресловутая тяжба о ее увольнении из Большого театра. И именно это, а вовсе не балет, давно составляет основное содержание ее публичной жизни и, соответственно, определяет ее публичный облик.
В общем, не то чтобы это амплуа было чем-то из ряда вон выходящим – оно занимает вполне законное место в желтом углу массовой культуры. Лучше, конечно, быть соединять в себе и выдающуюся звезду, и скандального ньюсмейкера – как это делали, например, Мария Калас и Рудольф Нуреев, – но можно и без всяких особенных художественных достижений постоянно маячить в средствах массовой информации. Такая деятельность требует прежде всего быстрой реакции и хорошо развитого чувства пропорций. А если уж ты не Нуреев, то все свои душевные, физические и творческие силы следует сосредоточить именно на правильном чередовании периодов активности и пассивности, а именно выдерживать между скандалами ровно такие паузы, чтобы не выпасть из внимания публики: с одной стороны, не забыться, а с другой – не надоесть. Потому что человеческое восприятие связано определенным пределом – так же, как в кино человек не в состояние воспринять сколь угодно крутые спецэффекты свыше определенного их количества на единицу экранного времени, так и в публичной жизни обыватель перестает реагировать на всяческие сплетни и скандалы свыше нормы на единицу времени календарного.
Непререкаемость этой не бог весть какой мудреной истины и продемонстрировала наглядно история последних достижений Волочковой.
Волочкова так увлеклась выступлениями в зале суда, что совсем забросила танцы. А когда Волчкова вспомнила, что она вроде бы по своей основной специальности балерина, то тут начал происходить конфуз за конфузом. Первый случился в Краснодарском театре оперы и балета, куда г-жа Влочкова была принята на должность примы-балерины. В «Баядерке» зал громко ахнул, когда увидел, как у партнера, ее поднявшего, задрожали руки и спина. В этот раз правда, обошлось, и балерина была благополучно водружена на сцену, но всем стало совершенно очевидно, что обвинения в лишнем весе далеко не беспочвенны. И лучше бы ей было не бросать в риторическом пылу, что мол, «когда речь заходила об Улановой, Семеновой, Плисецкой, говорили об их профессиональном мастерстве, а теперь балет сведен до граммов и миллиметров». И не только потому что сравнивать себя с Улановой и Плисецкой так же нескромно и вообще такой же моветон, как говорить «я такая красивая», «я такая талантливая», но и потому, что сразу как-то хочется ответить – «на фоне ваших граммов и миллиметров как-то совсем незаметно ваше мастерство, так что лучше бы вы, милочка, и не трудились»
Но Краснодар – ладно. Куда печальней обстояли дела в Москве, где в минувшую субботу в КЗ «Россия» прошел сольный концерт Волочковой. Зрелище это было не только жалкое, но и поучительное. Жалкое – потому что танцевать балерина Волочкова не умеет совсем. Одно дело – блистать в зале суда в дизайнерских туалетах, картинно хлопать ресничками и ронять крокодиловы слезы перед камерами, а другое – делать па-де-бурре, где нужно мелко-мелко и тщательно перебирать ногами, стоя на пуантах, да еще и выворотно (то есть максимально вывернув наружу стопы), или крутить двойные фуэте, да еще так, чтобы твердо – и не косолапо – держаться при этом на ногах.
Ну а поучительное – потому, что посмотреть на народную героиню еле-еле набралось ползала. Можно, конечно, заставить месяц-другой все СМИ говорить о себе почти с такой же регулярностью, как о президенте Путине, но долго на повторении одного и того же приема не продержишься. Да и количеством скандалов народную любовь не завоюешь, скорее, наоборот – все уже так привыкли, что балерина Волочкова вечно с кем-то судится, что совершенно перестали обращать на это внимание. То есть в ее так блистательно начавшейся карьере произошел системный сбой, а проще говоря – перестаралась и перекормила публику своей персоной. Можно еще конечно кое-что срубить вторым темпом в провинции – вот в Краснодаре с появлением г-жи Волочковой цены на билеты аж до 300 рублей поднялись, но в столице уже все катастрофически проседает. А раз уж Бог балетными талантами обделил, то срочно надо придумывать какой-нибудь оригинальный менеджерский ход. Например, можно выступить дуэтом с Пугачевой или Киркоровым (а лучше - с обоими сразу), или попробовать себя в новом составе "Блестящих".