Прошедший в Москве шестой по счету Международный автосалон в Экспоцентре на Пресне, как всегда, собрал в своих павильонах толпы любопытствующих москвичей. Наше мероприятие носит больше выставочно-эксгибиционистский характер, в отличие от зарубежных, где основная задача салона - привлечение деловых партнеров, и большую часть посетителей составляют потенциальные покупатели. У нас же это люди, хорошо разбирающиеся в дорогих машинах и часах, настолько хорошо, что покупать их уже не обязательно. А той малой части, для которой вопрос покупки нового авто актуален, незачем тратить время на выставку. Они и так могут купить бюджетную иномарку в кредит или без оного и уж всяко без предварительного захода в Экспоценр. Но вряд ли это будет обновленная БМВ пятой серии, цена на которую переваливает за $80 000, и уж тем более не машина класса BMW 760 iL - ее вообще могут себе позволить три с половиной человека.
Специально для них, быть может, забредших на выставку, были наняты тощие полуобнаженные девицы - обязательные атрибуты подобных мероприятий. Они смотрелись естественным утилитарным приложением к иномарке и вочеловечивались рядом с отечественным автопромом, виновато улыбаясь за тыщу рублей в день. Присутствие на выставке российских изделий должно было показать, что от остальных участников мы отстали навсегда. И даже обещанная премьера обновленной "десятки" с индексом 2170 никак не поменяла эту сверхзадачу. Скорее, наоборот, ее раскрыла. Премьера была призвана объяснить рост цены на продукцию «АвтоВАЗа» выпуском новой модели, которая на самом деле от старой ушла недалеко. Тем более что тольяттинцы перманентно пытаются наладить выпуск своих "калин". На выставке навели лоск на старое корыто - вот и вся премьера.
Прошедший автосалон сродни дорогому бутику. С той лишь разницей, что за просмотр заведомо недоступных вещей тут еще и деньги брали. Человек ходит, трогает, причащается, радуется, а потом неизбежно возвращается в реальность. Колбасный салон с возможностью понюхать и полизать имел бы такой же рыночный смысл. О большинстве выставленных экспонатов было невозможно даже мечтать. Потому что любая мечта осуществима хотя бы теоретически. На шоу можно было прикоснуться к божественному и абсолютному, и люди готовы заплатить за это. По сути дела, регулярно проходящее в Москве автомобильное пип-шоу подобно обретенным мощам, к которым в старину стекались верующие. Время от времени народу являли чудо. Современный человечек, верящий только в успех, находит себе идолов в Экспоцентре. Экстаз, испытываемый им перед святыней, точно так же, как раньше, сменяется разочарованием от будней, в которых ничего не изменилось. Выставленные машины восхищают глаз в павильонах, но стоит им появиться на дороге, как они тут же начинают раздражать владельца поношенного авто и безлошадного пешехода.
Показать людям идола, а потом изгнать из пип-шоу и вернуть на землю - во всем этом просматривается что угодно, только не бизнес-план. Можно предположить, что, пленившись образами в Экспоцентре, автолюбитель захочет купить божка и себе. Пусть не за $100-200 тысяч, а за цену, на порядок более скромную. Придя к дилеру, он вместо тощих полуобнаженных девиц, прилагаемых к иномарке, встретит унылого служителя культа - менеджера по продажам, который тут же и нахамит, чтоб поскорее охмурить другого послушника. Так случится первый облом. Но даже когда вожделенная цель будет достигнута и блестящее свежей полировкой авто станет собственностью, придется взвалить на себя все бремя взаимоотношений водитель vs. власть. Видя нового сияющего владельца, его начнут просить отсыпать от щедрот: и на прохождениях ТО, и за различные нарушения, и за нарушения, которых не было. Собственность станет тем, чем она изначально является - повседневной рутиной, а не сверкающей сказкой.
Нельзя заменить церковь храмом из хрома. "Царство мое не от мира сего", - сказал Господь. Но Экспоцентр, ежегодно проводящий свои пышные пип-шоу, хочет сказать нечто прямо противоположное. Нет границы между выставкой и обыденностью, говорит Экспоцентр, вы сами творцы своего счастья, и все решительно в вашей власти. А в нашей власти оказываются все те же дороги, все те же пробки и все те же водители, съедаемые ненавистью и завистью друг к другу. И, проклиная все на свете, они готовы сообща разрушить великую консюмеристскую церковь. И на месте ее открыть бассейн, который сам собою превратится в болото, не пригодное уже ни к чему.