К инициативам Президента в современной России принято относиться трепетно. Стоило Владимиру Путину заговорить о необходимости экономической амнистии, как сразу же эта тема озаботила многие умы. После подписания Президентом кодекса поведения госслужащих проблемой своего «облико морале» тут же озаботился частный сектор. В пятницу правление Российского союза промышленников и предпринимателей одобрило «Хартию корпоративной и деловой этики».
Итак, «члены Российского союза промышленников и предпринимателей принимают на себя добровольное обязательство в практике своей предпринимательской деятельности следовать» восьми заповедям честного бизнесмена. Все заповеди можно разбить на три блока: банальности, повторение установленных законодательством норм и благие намерения.
- Способствовать укреплению основ института собственности, не предпринимать действий, направленных на подрыв его принципов.
- Отказываться от совершения действий, направленных на усиление социальной напряженности в обществе.
- Заботиться о поддержании собственной деловой репутации и репутации российского бизнеса в целом.
Было бы весьма странно, если бы предприниматели способствовали обратному. История не знала такого случая, чтобы предпринимательство велось при отсутствии собственности как таковой или таких ее форм, как частная и личная собственность. Наличие развитого института собственности такая же первостепенная необходимость для возникновения и развития частно-рыночных отношений, как получение максимальной прибыли их естественное следствие и цель их участников.
Социальная напряженность и низкая деловая репутация, как личная, так и всего национального бизнеса также ничуть не способствует процветанию бизнеса – это мы уже проходили в 90-х, когда дела с российскими бизнесменами начинали вести только при условии «100% предоплаты или 100% безотзывного аккредитива, подтвержденного первоклассным западным банком». Декларирование этих принципов в Хартии равнозначно призыву не работать себе в убыток.
- Не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения своих корпоративных целей.
- В ситуации конфликта интересов добиваться разрешения споров путем переговоров, использовать механизмы внесудебного разрешения споров, предоставляемые Комиссией РСПП по корпоративной этике.
Кара за незаконное влияние на решение официальных органов, а проще говоря - коррупцию, предусмотрена нормами действующего законодательства. И если даже это не пугает взяткодателей, то вряд ли осуждение со стороны членов РСПП предотвратит попытки совращения честных судей.
Что касается «использования механизмов внесудебного разрешения споров», то тут у членов Союза имеется широкий выбор хорошо зарекомендовавших себя методов – бандитские разборки, «маски-шоу» перед офисами конкурентов, подкуп чиновников и абсурдные иски миноритарных акционеров. Правда, в той же декларации говорится о недопустимости их применения и предлагается альтернатива – третейский суд при РСПП. Однако идея третейского суда не является ноу-хау Союза. Их и так существует великое множество при различных бизнес-ассоциациях, а с принятием «Закона о третейских судах» воспользоваться услугами «разводящих по закону» станет еще проще. Решения третейского суда РСПП, согласно официальному заявлению Союза, не будут иметь формальной юридической силы. Главным наказанием для тех, кто не выполнит решение придворных арбитров, станет публичное порицание и, возможно, исключение из рядов РСПП. Зачем в таком случае Союзу нужен собственный суд, становится непонятно. Разве для того, чтобы общественности не стало известно о нарушениях Хартии со стороны судящихся.
- Руководствоваться реальным смыслом законов, избегать применения различных толкований, не соответствующих духу законодательных актов, не использовать формальные процедуры для достижения целей, не совместимых c нормами корпоративной этики.
Кажется, куда разумнее бороться за отсутствие самой возможности двоякого толкования законов, тем более, что члены РСПП имеют все необходимое для этого, включая мощное лобби в правительстве и Думе. Однако Хартия запрещает «оказывать незаконное влияние на решения … официальных органов для достижения своих корпоративных целей», следовательно, членам Союза остается принять несовершенное законодательство как данность и лишь воздерживаться от сопутствующих этому соблазнов.
- Вести предпринимательскую деятельность, основываясь на принципах добропорядочности и справедливости, честности во взаимоотношениях со своими партнерами и конкурентами.
- С уважением относиться к своим конкурентам, не прибегать к незаконным формам борьбы, использовать только корректные методы, соответствующие корпоративной этике.
Только в этих двух пунктах Хартии ее авторы переходит к сути. Все подробные документы, принимаемые зарубежными союзами предпринимателей, имеют своей целью одно – создать правила игры, которые не могут быть установлены в законодательном порядке.
Подписав указ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» Владимир Путин констатировал, что госслужащие не исполняют своих функций. Приняв Хартию, РСПП засвидетельствовал, что бизнесмены, в свою очередь, не исполняют законы. Карты обеих сторон брошены на стол. Пришло время новой сдачи.