Нью-Йоркская академия наук приросла новым действительным членом. Это президент независимого Туркменистана Туркменбаши, в миру – Сапармурад Ниязов. Решение академиков обусловлено «выдающимися заслугами президента Туркменистана на поприще политической, государственной и общественной деятельности, снискавших главе Туркменистана всемирную известность и высочайший международный авторитет».
Либерально-демократическая журналистика, непрестанно поднимавшая Туркменбаши на смех за внутритуркменское раздувание собственной персоны, культ личности, пародийно-обильные потоки славословий, которые туркменское общественное мнение посредством местных СМИ льет по его адресу себе на голову, - должна немедленно посыпать свою собственную голову пеплом. В западном мире никакого культа личности не бывает. И вот, смотрите, люди туркменские, смотрите, весь мир, все смотрите - высочайший международный авторитет. Высочайший! Заслуги Туркменбаши признаны мировой общественностью. Так что оппозиция, укрывшаяся в Швейцарии в лце Бориса Шихмурадова, бывшего министра иностранных дел Туркменистана, остается без единого аргумента. Главное обвинение в адрес Сапармурада Ниязова дезавуировано и превращено в ничто.
Облачение Туркменбаши в академическую мантию совпало с присуждением ему на родине титула Великого Банкира. Поводом для присуждения стало то, что президент взял под свой личный контроль все валютные операции. Поводом для контроля стал незаконный перевод некоторыми сотрудниками ЦБ Туркменистана сорока миллионов долларов на западные счета и последовавший за ним автоперевод самих сотрудников на Запад. За чужое воровство и бегство будущий Великий Банкир уволил главу ЦБ Туркменистана и бросил его в застенок.
А затем президент, который дал образоваться бреши в банковской системе своей страны, был объявлен Великим Банкиром. Началась игра на понижение. Бог на туркменской земле оказался не всемогущ. Вмешались темные силы. Туркменистан на миг стал обычной страной. Смятение возникло в умах туркменов. Внутренние меры по поддержанию имиджа были усилены внешними: академик нью-йоркской академии - это вам не жук чихнул. Счастливое совпадение, а на поверку - Божий промысел. Сам Аллах помогает своему наместнику. Американская академия никак не связана с туркменским банком. А значит, заслуги Ниязова неоспоримы. Режим крепок как никогда.
Международное признание - большой шаг вперед. Туркменистан не будет включен в список стран, отмывающих гразные доходы. Туркменистан не будет парией. Туркменистан не станут именовать оплотом мракобесия и зла. В преддверии грядущей войны с Ираком, которая грозит осложнениями на афганском направлении борьбы с междунаодным терроризмом, важно иметь в друзьях нейтральный Туркменистан, славный в прошлом своей дружбой с талибским режимом. И, зная то, как падок Великий Банкир на превосходные эпитеты, американцы производят его в академики.
Стратегия администрации США в отношении авторитарных режимов известна. Если не хватает сил сместить самодура, его покупают и договариваются. А чтобы купить подешевле, надо действовать в рамках национальной культуры и культурных стереотипов. Тонкое знание Востока оказывается исключительно полезным. Изящная лесть - лучший помощник в подобных делах. Теперь Соединенные Штаты могут рассчитывать на большую сговорчивость президента Туркменистана. Особенно сейчас, когда Туркмения, Афганистан и Пакистан подписали документ о создании газового консорциума. Труба с голубым топливом проследует через эти три страны в Китай. Необходимо обеспечить лойяльность всех режимов к США, чтобы американцы могли защищать на территории трубы свои стратегические интересы. Если для этого надо увеличить число нью-йоркских академиков, оно будет увеличено. Ведь доброе слово, как известно, и кошке приятно.