Председатель Еврокомиссии Романо Проди назвал вчера «тупым и чрезмерно прямолинейным» европейский Пакт стабильности и экономического роста, который является ключевым для финансовой политики всех стран, входящих в Экономический и валютный союз. В интервью французской газете Le Monde Проди посетовал, что указанный документ даже невозможно скорректировать из-за негибкости законодательства ЕС. «Чтобы изменить этот пакт, - сокрушается глава Еврокомиссии, - необходимо добиться единогласной поддержки всех стран зоны евро. А это практически невозможно».
Бюджетный дефицит, как договорились между собой еще в 1992 году в Маастрихте 12 стран ЕС, является основным параметром для вступления в Евросоюз. Пакт о стабильности, принятый в 1996 году, устанавливает предел дефицита государственных бюджетов в 3%. Однако в этих границах не могут удержаться такие европейские страны, как Франция, Германия, Португалия, Италия. Для нарушителей бюджетной дисциплины предусмотрены существенные штрафные санкции.
В этом году Брюссель рассматривал возможность применения штрафов в отношении Германии и Португалии. Берлину стоило немалых усилий отвратить от себя эту беду: очень кстати подоспело наводнение, являющееся «непредвиденным обстоятельством», что дает, в соответствии с пактом, некоторые послабления.
Надо сказать, что сама идея жесткого контроля над бюджетным дефицитом сегодня устарела, как никогда. Существенный рост дефицита, который явился следствием кризиса европейской и американской экономики - явление, если можно так выразиться, «нормальное». Для выхода из кризиса необходимы экстренные меры по поддержке европейских производителей, снижение кредитных ставок и налогового бремени, усиление госрегулирования и многое другое. На все это нужны деньги, которых все меньше и меньше, так как роста налоговых поступлений не наблюдается. Не стоит забывать, что социальные затраты в Европе, в отличие от России, существенно сокращать не принято. Вот и растет дефицит.
Причем дальнейший рост дефицита - прямое следствие действий европейских правительств по выходу из кризиса. Сейчас займем, а выкарабкаемся – отдадим. Этот механизм воздействия на экономику прекрасно действует в США, которые во время кризисов оказывают, несмотря на бюджетный дефицит, существенную поддержку своей экономике. Европа этой возможности сама себя лишила. А раз так, то и выбираться из кризиса ей предстоит очень долго.
К сожалению, сам принцип существования Евросоюза постепенно доказывает свою нежизнеспособность. Единая Европа лишена возможности политической и экономической мобильности. Любое серьезное и стратегическое решение должно быть принято всеми членами ЕС, у которых разные экономические и политические ориентиры. Что требует времени, а зачастую и оно не помогает: во многих случаях достичь единства не получается. В условиях стабильности мирового сообщества, каковое наблюдалось еще два года назад, это было хоть как-то оправдано. Сегодня же сетования Проди вполне понятны: опыт показал, что существующая модель ЕС неэффективна, а изменить ее практически невозможно. Отсрочка приведения бюджетного дефицита под «единый стандарт» до 2006 года, предложенная тем же Проди, способна лишь временно улучшить ситуацию. Неэффективность самой модели этим не исправишь, и в случае нового кризиса она проявит себя в полную силу.
Причем не эффективна не только система принятия решений в ЕС, но и система руководства Союзом. Великобритания недавно выказывала недовольство правилами ротации руководящих постов в Евросоюзе, предложив назначать председателя организации сроком не на полгода, а на четыре, чтобы создать некое постоянство. Примечательно, что недовольство этим зреет не только в ЕС. Более стабильное руководство Евросоюзом упростило бы сотрудничество с ним и России, и США.
Евросоюз сегодня похож на старинный дом, в котором проживают и коммунальщики и «новые европейцы», а решения нужно принимать сообща. Председателя жилищного сообщества жильцы выбирают на день, и то, что задумывают коммунальщики, реализовывать приходится нуворишам. Причем, одни жильцы, живущие снизу, кричат, что их затопило, а другие, живущие сверху, что до них не доходит вода. Для изменения же структуры управления этим сообществом, опять-таки надо достичь единства, чтобы за это проголосовали все жители дома. Неудивительно, что многие европейские и американские эксперты предрекают такому дому скорое обветшание.