Нападение на французский танкер у побережья Йемена свидетельствует, по мнению американских спецслужб, о новой тактике "Аль-Каеды", суть которой в нарушении снабжения Запада ближневосточной нефтью, утверждает агентство Associated Press. Об изменении интересов "Аль-Каеды" свидетельствуют и последние заявления некоторых высокопоставленных деятелей террористической сети. Так, 6 октября в переданном катарским телеканалом "Аль-Джазира" обращении Осамы бин Ладена лидер "Аль-Каеды" угрожал США нанести удар "по их экономическим интересам". В понедельник в новом заявлении, которое "Аль-Джазира" также приписывает бин Ладену, он поблагодарил своих последователей "за взрыв нефтяного танкера в Йемене".
Ситуация такова, что взрыв одного и даже десятка танкеров не смогут нанести сколько-нибудь значимого ущерба американской и европейской экономике. Одним танкером переправляются не такие уж и значительные объемы нефти: большим – порядка 200-300 тыс. тонн, средним – 70-150 тыс. тонн. Так что взрыв единичного танкера наносит гораздо больший вред экологии, чем экономике. На маршруты транспортировки взрыв танкера тоже влияния не окажет. Грубо говоря: один потонул, но море-то осталось, и следующий танкер вполне может плыть тем же курсом. Максимальный эффект, которого можно достичь, взрывая суда, – создать небольшую панику на рынках и дать нефтяным спекулянтам чуть-чуть подработать.
Гораздо более опасный вариант – это если террористы только входят во вкус. Начали с танкера, а потом перейдут к трубопроводам, нефтеналивным терминалам или обогатительным предприятиям. Так, например, взрыв на обогатительном предприятии, таком как Ras Tanura в Саудовской Аравии, будет иметь далеко идущие экономические последствия. Через Ras Tanura ежедневно проходит до пяти миллионов баррелей сырой нефти, что составляет более шести процентов от общего объема добычи нефти в мире. Примерно тоже и с трубопроводом, идущем через Турцию в Европу. Взорвали – и обескровили старушку.
Но тут террористы должны десять раз подумать, прежде чем отрезать. Ведь и в Аравии и в турецком трубопроводе нефть не чужая, а своя родимая - арабская. И ущерб от этих взрывов будет нанесен не только по Западу. Восток пострадает не меньше. Вот если взорвать российские трубопроводы – это дело…. Но до них далековато, да и не так много нефти по ним течет в ненавистную Западную Европу (гораздо больше в Восточную) и уж вообще ни капли – в Америку. А взрывать свои же нефтеперерабатывающие заводы и трубы, значит пилить сук на котором сидишь, параллельно настраивая против себя главных сподвижников, и что еще важнее – спонсоров – богатые арабские нефтяные страны. Вот и выходит, что дестабилизация нефтяного рынка и уж тем более срыв поставок арабской нефти крайне невыгоден самой же Аль-Каеде.
Причем вреден он не только по экономическим соображениям, но и по соображениям политическим. Сейчас арабский конгломерат через ОПЕК за счет нефтяного крана имеет надежный метод политического воздействия на Запад. Вы Ирак бомбить собираетесь? Что ж, тогда предупреждаем: нефть в цене вырастет до 100 долларов за баррель. Хотите - действуйте, но мы бы на вашем месте поостереглись. Но вот если надежность этого крана будет поставлена под сомнение, а цены на нефть из-за масштабных терактов взлетят, у Запада не останется другого выхода, как вмешаться и навести порядок. Тем более, что в этом случае дальнейшим ростом цен Запад уже будет не испугать. Вот и получается, что взрывая нефтяные объекты, Аль-Каеда наносила бы вред только себе, лишая себя поддержки арабского мира и провоцируя США на дальнейшую травлю.
Каму же выгоден был взрыв танкера? Ряд экспертов полагает, что террористы и перевозчики груза "Лимбурга" просто могли сговориться. В итоге пожар на танкере террористы приписали себе, а страховые компании и судовладельцы не должны тратиться на возмещение стоимости груза, так как его потеря попадает под определение форс-мажора.
Впрочем, Аль-Каеда могла просто воспользоваться поводом. В сегодняшней ситуации затянувшейся, к счастью, паузы демоническая Аль-Каеда готова взвалить на себя все и вся ей приписываемое, чтобы поддержать свою репутацию. И вполне вероятно, что взрыв танкера никак в реальности с ней не связан. А уж вероятность того, что Аль-Каида продолжит черное дело по уничтожению черного же золота и вовсе ничтожна.