В минувшую субботу, за полчаса до полуночи в курортном городке Кута на индонезийском острове Бали у входа на популярную среди западных туристов дискотеку «Сари» произошел мощный взрыв. В результате только по самым первым подсчетам погибло более ста человек. К вечеру понедельника число жертв удвоилось. Среди погибших больше всего граждан Австралии, есть также американцы, немцы, французы и англичане. В ту же ночь взрыв меньшей силы произошел вблизи американского консульства в главном городе Бали Денпасаре – здесь, правда, обошлось без убитых. В Индонезию сразу вылетели специалисты ФБР и сотрудники австралийских спецслужб, но пока дальше общих слов о вероятном организаторе терактов дело не пошло. Между тем, даже эти общие слова выглядят предсказуемыми. Ясно, что без Аль-Каеды так или иначе не обойдется.
Почти все журналистские материалы, рассказывающие о субботней трагедии, начинаются со слов о том, что террористы теперь будут действовать по всему миру без разбора, даже в тихих уголках планеты типа острова Бали, считавшегося до позавчерашних взрывов идеальным местом для молодых белых отпускников среднего достатка, этакой тихоокеанской Мальоркой. Если присовокупить к взрывам в Куте и Денпасаре теракт, произошедший в супермаркете пригорода финской столицы, в результате которого погибло семь человек, так и вовсе начинает казаться, что теперь нет разницы - Хеврон или Хельсинки, любая точка планеты предстает равно незащищенной от террористических проявлений. Некоторые наблюдатели даже склонны связывать взрывы в Индонезии и теракт в Финляндии, говоря, что Бен-Ладен специально будто в противовес прошлогодним налетам на Нью-Йорк и Вашингтон избрал для очередной атаки на западную цивилизацию места не просто спокойные, но подчеркнуто умиротворенные, мол, просто тишайшие: сытую, живущую размеренной жизнью Финляндию и туристический рай Бали, где, казалось, воплотились в реальности европейские представления о земном рае.
Между тем Индонезия не совсем та страна, в случае которой имеет смысл даже говорить об абсолютной безопасности. Остров Бали это и правда не самое опасное место гигантского архипелага, однако в двухсотмиллионной, населенной представителями сразу нескольких конфессий стране о спокойной жизни забыли давно. После массовой бойни в Куте сразу несколько западных лидеров высказались в том смысле, что индонезийское руководство не раз получало предупреждения о том, что на территории страны действуют исламистские организации тесно, связанные с террористической сетью Бен Ладена, однако, власти так и не предприняли практически никаких действий. После свержения диктатуры Сухарто Индонезия, являющаяся крупнейшим мусульманским государством в мире (из двухсот с лишним миллионов индонезийцев ислам исповедует почти девяносто процентов населения), прошла через череду правительственных кризисов, вспышек местного сепаратизма, через религиозные и этнические погромы, свыклась со слабостью верховной власти, ну а пару раз и вовсе приблизилась к грани фактического распада. После 11 сентября снабженные американскими досье, а нередко и при прямом вмешательстве Запада спецслужбы нескольких стран региона арестовали десятки подозрительных исламистских лидеров, однако, как раз Индонезию облавы практически не затронули.
Из известных соратников Бен Ладена Джакарте по наводке из ФБР удалось задержать лишь одного приближенного «террориста номер один». Им стал 31-летний гражданин Кувейта Омар аль-Фарук. После сентябрьских терактов в США араб перебрался в Индонезию, где, женившись на местной, практически в одиночку придумал сценарий очередной многодневной мусульмано-христианской бойни на острове Сулавеси. Когда аль-Фраука все-таки арестовали и выдали американцам, на его мобильном телефоне был обнаружен звонок, поступивший с номера иорданца Хаттаба, а сам Омар, доставленный на базу в Гуантанамо, рассказал следователям, что именно он вместе с лидерами местных исламистов из группировки «Джемаа имламийя» готовился отметить годовщину 11 сентября серией взрывов в американских посольствах всего южно-тихоокеанского региона.
Газета New York Times, комментируя субботний теракт в Индонезии, приходит к выводу, что с большой вероятностью взрыв в Куте может означать старт новой массированной террористической кампании против США. Обычно Аль-Каеде нужен приблизительно год, чтобы придумать, подготовить и организовать новый виток подпольной войны. Год, в частности, прошел между взрывом американского эсминца Cole, взлетевшего на воздух на аденском рейде и крушением нью-йоркских башен-близнецов. Теперь тоже самое: промежуток между 11 сентября 2001 и 12 октября 2002 насчитывает ровно тринадцать месяцев.
Да и сами особенности Индонезии, кажется, тоже имеют для всей этой истории очень большое значение. И тут уже не так важно, кто непосредственно стоит за субботним взрывом, какой фланг единого исламистского фронта. Мало ли на земле райских уголков, где отдыхают белые люди? Нет, убийцам была нужна именно Индонезия. Взрыв произошел на острове, экономический тон, где задают не мусульмане или христиане, а индуисты, в индийском ночном клубе. Газета Liberation пишет по этому поводу, что такие совпадения выглядят поистине чудовищными: террористы ведут геноцид, они будто прямо говорят: для того, чтобы быть принесенным в жертву джихаду, не обязательно быть евреем или американцем. Если ты просто белый или даже не мусульманин, этого уже достаточно для смертного приговора.
Есть тут и еще одно соображение. История последних нескольких десятилетий доказала, что экономический кризис, обнищание населения и слабость законной центральной власти это условия для исламистов прямо-таки идеальные. Вспомним, как Хезбалла завладела раздираемым на куски Ливаном, а талибы прибрали к рукам практически весь Афганистан. Более того, уже сейчас многие западные газеты пишут, что в дальних планах бенладеновского интернационала есть пункт, согласно которому на территории Индонезии, Малайзии, юга Филиппин и Бахрейна предстоит создать единое исламское государство, читай – халифат. Уже сейчас толпы испуганных европейских, американских, австралийских, новозеландских и японских туристов штурмуют аэропорты по всей Индонезии. Чем меньше туристов, тем меньше денег, тем недовольней простой народ. Американскую экономику обрушить и Аль Каеде не просто, но вот индонезийский туристский бизнес для нее вряд ли будет крепким орешком. Еще пара взрывов - и туристы вряд ли в ближайшее время сунутся в Индонезию. Вслед за туристами уйдут инвесторы – кому же охота делать бизнес на бочке с порохом? Индонезия и так нынче переживает не лучшие в своей истории времена, страна балансировала на грани гражданской войны и без Бен Ладена. И если такая война начнется, даже Афганистан при мулле Омаре покажется раем.