Сегодня Центробанк Японии подтвердил давно муссировавшиеся слухи о готовящейся интервенции на фондовом рынке. Согласно официальному заявлению, на покупку акций у коммерческих банков будет потрачено до 2 трлн. йен (16 млрд. долларов). По мнению руководства банка, эта мера, в сочетании с разрешением списать часть невозвратных кредитов и снижением налоговых ставок в будущем году, поможет оживить финансовую систему страны восходящего солнца.
Объем кредитов, выданных японскими банками, которые заемщики уже никогда не смогут вернуть, оценивается японским правительством в 52 трлн. йен. Поэтому одной скупки акций за счет бюджетных средств будет недостаточно. Банк Японии готов выдавать испытывающим трудности банкам антикризисные кредиты и поддерживать чрезвычайно низкую ставку рефинансирования. Однако многие инвесторы считают недостаточными предпринимаемые меры и стремятся избавится от йен. Пессимизм инвесторов отражает индекс Nikkei, который находится сейчас на самом низком за последние 19 лет уровне. Похоже, что в скором времени японскую экономику может постичь печальная судьба американской.
Как и в случае с Америкой, искусственное раздутие японской экономики обусловлено национальными особенностями. Только если в США амбициозные топ-менеджеры всеми правдами и неправдами приукрашивали финансовые отчеты, то в Японии, с ее традиционно сильным участием государства в экономической жизни страны, безответственная политика руководства компаний вызвана убежденностью в том, что правительство не бросит в трудную минуту.
Порочная практика чрезмерно либерального кредитования уже неоднократно приводила японскую экономику в кризисное состояние. Последний и наиболее яркий пример - валютный кризис 1997-98 гг., однако тогда правительство путем неимоверных усилий и финансовых затрат предотвратило крах. Сегодня экономические проблемы усугубляются политическими, и правительство Японии не может прийти к единому мнению относительно мер, необходимых для стабилизации. В этой ситуации аграрная страна, удивившая в свое время мир мощным рывком из послевоенной разрухи к вершинам индустриального Олимпа, может снова оказаться на экономической обочине.