Правительство согласилось на предложение Минимущества, согласованное с Минэнерго и Российским фондом федерального имущества, о приватизации в этом году 74,95% акций нефтяной компании Славнефть, находящихся в федеральной собственности. Согласно распоряжению премьера, итоги предстоящего аукциона должны быть подведены в декабре, а деньги от продажи - поступить в бюджет до 15 февраля. Сумма от приватизации не может быть меньше $1,3 млрд. Некоторые аналитики, впрочем, пишут, что проект может принести государству $2 млрд. - это будет рекорд за всю десятилетнюю историю российской приватизации.
До самого последнего времени на вопрос о продаже Славнефти было наложено негласное табу. Нефтяные компании смотрели на этот лакомый кусок, пускали слюну, но даже не думали о его приобретении. А кусок действительно аппетитный. Славнефть ежемесячно добывает около 1,4 млн. тонн нефти и 132 млн. кубометров газа; компании принадлежат два очень перспективных завода в европейской части России – Ярославнефтеоргсинтез и Ярославский НПЗ им. Менделеева, на которых ежемесячно перерабатывается более 1 млн. тонн нефти. Помимо этого компания имеет развитую сеть предприятий нефтепродуктообеспечения, крупные совместные проекты с Белоруссией и многое другое.
Вот только распоряжаться всем этим богатством государству не очень удавалось. Постоянный передел собственности, борьба за власть и смещение – назначение «своих» на протяжении этого года многократно парализовывало работу компании. Достаточно вспомнить весенний конфликт вокруг руководства Славнефти, когда компанией, с одобрения правительства, фактически распоряжались люди «в масках». Тем не менее, даже неудачная кадровая политика Белого дома не мешала компании приносить прибыль, и существенную. Что же вынуждает государство продать столь весомый и ликвидный актив?
При составлении бюджета на следующий год, на который приходится пик платежей по внешнему долгу, правительство явно недозаложилось. Выплаты нам предстоят немалые: 17,9 млрд. долларов (с учетом недавнего заявления Кудрина о том, что выплатить нам придется больше, чем планировалось, на 600 млн. долларов, из-за роста курса евро). Однако в бюджете на «расплату» заложено только 8 млрд. долларов. Еще 2 млрд. можно взять из ожидаемого профицита. Но даже в этом случае не хватает еще около 8 млрд. долларов. Эту гигантскую цифру правительство планировало взять из финансового резерва, который к концу этого года планировалось накопить в объеме 5-6 млрд. долларов. Для этого правительство даже разместило на западных рынках свой пакет акций ЛУКОЙЛа, однако сделало это крайне неудачно – в период обвала фондовых рынков, и ожидаемой суммы так и не получило. На сегодня финрезерв чуть больше полутора миллиардов долларов, а 2003 год стремительно приближается.
Вот и пришлось правительству решиться на продажу одного из самых перспективных и ликвидных своих активов. Причем сделать это, изменив сложившейся традиции приватизации – единым пакетом. Конечно, за единый пакет драться будут многие: тот, кто получит всю Славнефть, в мгновение ока станет крупнейшей нефтяной компанией в стране. О своем желании схватиться за Славнефть уже заявили все нефтяные гиганты: ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, Сургутнефтегаз, Сибнефть. Ставки для всех очень высоки. Если Славнефть удастся купить ЛУКОЙЛу – то тогда эта компания (уже владеющая заводами в Волгограде, Нижнем Новгороде и перерабатывающая большие объемы своей нефти на Московском НПЗ) сможет контролировать производство около 60% всего бензина и дизтоплива, производящегося в европейской части России. Если Славнефть достанется ЮКОСу, то эта компания станет самым крупным в России нефтедобытчиком, способным диктовать свои условия на рынке. Примерно такой же расклад и у остальных претендентов.
Именно поэтому ранее, чтобы не допустить перекоса в уже сложившейся инфраструктуре топливно-энергетического комплекса, подобные масштабные приватизации проводились по кускам, что хоть и дешевле, но спокойнее. Сейчас правительство изменило приоритеты. По его мнению, можно не опасаться усиления олигархов, на дворе не 1997 год, и их влияние есть чем ограничить без старых добрых сдержек и противовесов. Дальнейшая монополизация ТЭКа уже фактически ничем не грозит. Поэтому можно попытаться получить больше денег, продавая компанию одним пакетом на торгах по ее рыночной стоимости, отметая старую предубежденность. Насколько правилен такой подход – вопрос спорный. С политической точки зрения, может быть, оно и так: олигархи сегодня имеют значительно меньшее влияние на власть. Но вот с экономической точки зрения – подобная политика может привести к реальному дисбалансу в энергетической системе страны, поставив разные компании априори в неравные условия.
Тот, кто купит Славнефть, фактически получит серьезное конкурентное преимущество по размеру активов, инвестиционной привлекательности и потенциальным возможностям для дальнейшей скупки и расширения. Да и на рынке нефтепродуктообеспечения новый «супермонстр» получит возможность определять как ценовую, так и сбытовую политику остальных участников рынка. Ведь за счет существенного роста объемов производства и снижения транспортных издержек (напомним, что заводы Славнефти находятся в европейской части страны, то есть там же, где и основные потребители) компания, купившая Славнефть, сможет проводить гибкую ценовую политику, демпингуя цены и выбивая конкурентов.
Однако сейчас государство настолько нуждается в деньгах, что готово пойти на это, лишь бы не допустить в следующем году финансового кризиса, который вполне может перерасти в очередной дефолт. Впрочем, считая плюсы и минусы, не стоит забывать о том, что государство управляло компанией не так уж и эффективно, а значит для самой Славнефти может быть и лучше, если она перейдет в другие руки.