Вновь разгорается скандал вокруг Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ). Вчера мэр Москвы Юрий Лужков обвинил компанию Сибнефть и возглавляющего ее Романа Абрамовича в желании захватить столичный рынок нефтепродуктов. Произошло это после того, как Лужков получил решение Оренбургского суда по иску одного из акционеров о прекращении поставок нефти на Московский нефтеперерабатывающий завод. Город таким образом может остаться без бензина.
Между тем, представитель Сибнефти по связям с общественностью Алексей Фирсов сказал, что монополизировать московский рынок нефтепродуктов невозможно в принципе, и у Лужкова неверная информация о ситуации на заводе.
МНПЗ является лакомым куском для всех нефтяников. Ведь он обеспечивает более 60% поставок нефтепродуктов на рынок столицы. Недаром Лужков сказал, что МНПЗ "связан с безопасностью города: нефть - это экономика, это транспорт, это спокойствие москвичей". В экономическом смысле – кто владеет МНПЗ, тот владеет Москвой и в любой момент может ее обескровить, оставив без нефтепродуктов. Тем более что относительная близость к границе (Москва все же не Нижневартовск) позволяет без лишних затрат поставлять невостребованные Москвой нефтепродукты за рубеж.
Да и с технологической точки зрения Московский завод – один из лучших в России. Во времена заката советской власти он неоднократно модернизировался, а введенная в действие в 1983 году установка каталитического крекинга (Г-43-107) до сих пор считается одной из лучших в России. Так что даже общая глубина переработки нефти всего в 58,7% позволяет получать высококачественный бензин и дизельное топливо, при этом тяжелые фракции (в основном мазут и гудрон) либо идут на экспорт, либо на дальнейшую переработку в битумы.
И вот за этот лакомый кусочек в очередной раз схватились монстры. Напомним основную канву событий. Эпопея вокруг Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) началась тогда, когда ЛУКОЙЛ переуступил свой пакет акций МНПЗ Сибнефти в обмен на ее долю в Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (о резонах ЛУКОЙЛА мы уже писали). Тем самым один из основных поставщиков нефти на завод, имеющий надежную ресурсную базу – ЛУКОЙЛ, перестал быть акционером МНПЗ. В настоящий момент акции завода распределяются следующим образом: 51% у Центральной топливной компании (ЦТК) (подконтрольной московскому правительству), 37% у Сибнефти и 10% у Татнефти. Руководство заводом осуществляет Московская нефтяная компания (МНК), 50% акций которой принадлежит московскому правительству.
Два месяца назад Сибнефть, купившая ЛУКОЙЛовский пакет акций, вознамерилась поставлять на завод около 600 тыс. тонн нефти ежемесячно (ранее этот объем делили между собой Татнефть и ЛУКОЙЛ) при общей загрузке завода более 1 млн. тонн, однако получила отпор от Московского правительства, которое, несмотря на изменение структуры акционеров, пожелало сохранить контроль за поставками нефти на завод и не ставить Москву в вассальное положение перед Сибнефтью. Предлог был найден: Лужков заявил, что Москва – объект стратегический, а значит поставщиком на МНПЗ может быть лишь та компания, которая имеет гарантированную ресурсную базу. Иными словами, поставлять будут те, кто добывает достаточно нефти, чтобы покрыть нужды завода, не прибегая к перекупкам. Таким образом предложение Сибнефти, добывающей всего 2,5 млн. тонн нефти в месяц и поставляющей большую ее часть на Омский НПЗ (порядка 1,3 млн. тонн) и за границу, было отвергнуто. В ответ на это Сибнефть прибегла к другим методам воздействия. 1 августа суд Махачкалы по иску одного из миноритарных акционеров завода запретил компании Нафта-Петрол (трейдер ЛУКОЙЛа) перерабатывать нефть на МНПЗ. Миноритарный акционер явно действовал в интересах Сибнефти, ведь эти поставки должны были обеспечить около половины всех запланированных на август объемов переработки завода.
Поставленный перед выбором – либо остановить завод, либо сделать Сибнефти ряд уступок, мэр благоразумно предпочел второе. В результате была достигнута договоренность, что компании будут поставлять нефть на завод пропорционально пакету акций. Московское правительство сохранило за собой право определять большую часть поставщиков на завод (имеет 51% акций), а Сибнефть прочно закрепилась на столичном рынке благодаря своему пакету в 37%, дающему право перерабатывать около 350-400 тыс. тонн ежемесячно.
Тогда казалось, что ситуация наконец-то разрешилась и Москва больше никогда не встанет перед лицом «бензинового голода». Ан нет. Видимо, Сибнефть в очередной раз решила силой получить контроль над московским нефтяным рынком. И возобновила попытки давления на Лужкова. Ситуация развивается по той же схеме, что и месяц назад. Нашли миноритария, подали в суд…, а там, пока суд да дело, завод стоит без нефти.
Правда, теперь сопротивление правительства Москвы намного более ожесточенное, чем прежде. Лужков грозит – наверх пойду. Об этом столичный градоначальник заявил во вторник вечером, выступая в телепередаче "Лицом к городу". Мэр также сообщил, что он "поставил в известность" о ситуации на заводе премьер-министра РФ Михаила Касьянова и обратится в Совет Безопасности РФ. А там и до царя не далеко.
На этот раз свара обещает стать серьезной головной болью для всех ее участников. И от того, какое решение будет принято структурами, к которым апеллирует мэр, зависит судьба всего нефтяного рынка столицы. Если Сибнефти удастся настоять на своих условиях, то она сможет контролировать поставки в Москву почти половины бензина и дизельного топлива, а, значит, серьезно влиять на механизм ценообразования на рынке. Сначала – скорее всего, сбивая цены и вышибая конкурентов, ну а потом уже увеличивая их для получения сверхприбыли.
Единственное, что может утешать в создавшейся ситуации - это то, что она может заставить Лужкова задуматься о том, что помимо перестройки и сноса исторического центра столицы неплохо было бы изредка заниматься и обеспечением ее экономической безопасности. А то, пока мэрия, опять озаботившаяся внешностью города, планирует востановление Дзержинского и снос гостицицы "Москва", предприимчивые нефтяники тихой сапой захватывают Москву изнутри.