GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Лестница в небо

Канонизация Ватиканом основателя Opus Dei как знамение новой религиозной эпохи

При жизни, да и после его смерти многие католики считали этого человека фанатиком, изувером и фашистом. Теперь, хотят они того или нет, должны будут прибавлять к его и без того некороткому имени Хосе-Мария Эскрива де Балагер еще одно очень значимое слово — «святой». 6 октября на площади Святого Петра в Риме перед трехсоттысячной толпой Папа Иоанн Павел II провозгласил святым основателя Opus Dei — самого загадочного, самого скандального, самого ненавидимого и самого успешного католического движения ХХ века.

Лично знакомый с Эскривой и никогда не скрывавший симпатий к «Опусу», Папа решился на небывалое для Ватикана ускорение процедуры канонизации нового святого: между началом процесса — провозглашением Эскривы «блаженным» и торжественной канонизацией прошло всего 10 лет, а ведь не успело пройти и 30 лет со дня смерти Эскривы. Opus Dei еще раз подтвердил мнение конспирологов, что для него нет ничего невозможного, не случайно ведь утверждают, что при Папе Войтыле опусдеисты и сочувствующие им заняли все ключевые позиции в Ватикане, вытеснив иезуитов, дискредитировавших себя модернизмом.

Хотя, по сути, история иезуитов просто повторилась в истории Католической Церкви на новом витке — как некогда Игнатий Лойола, Эскрива создал организацию, целью которой была своеобразная «консервативная революция» в католицизме, реформа принципов, ведущая к укреплению системы, а не к ее расшатыванию. Как и Лойолу, Эскриву обвиняли в радикализме, фанатизме и даже еретическом вольномыслии. Как и иезуитов, Opus Dei обвиняют в «запрещенных приемах», в цинизме и властолюбии, в стремлении быть «секретной службой» Папы. Черная легенда «Опуса» удивительно напоминает «черную легенду» иезуитов даже в деталях. Поэтому можно сказать, что в кризисном ХХ веке, как и в кризисном XVI, Католическая Церковь нашла инструмент «контрреформации», возникший как инициатива снизу, и сумела воспользоваться этим инструментом. Система сработала.

Однако феномен Opus Dei — это не только новый шаг маятника католической традиции, в нем есть и новаторство, возможно, эпохально важное для развития религий мира в ближайшие десятилетия и столетия. Opus Dei отличается от францисканцев, доминиканцев, иезуитов тем, что это не орден монахов и священников — это организация мирян, по большей части — представителей элиты «традиционно католических» стран. Именно тесная вовлеченность «Опуса» в политику, экономику и образование, где он выступает в качестве организации тайного и полутайного влияния, и вызывает наибольшие нападки критиков, не желающих смириться с тем фактом, что идея Эскривы об успешном труде в миру как пути достижения святости нашла столь эффективное воплощение в практике созданной им организации.

Логика Эскривы была предельно проста — разделение жизни христианина на «духовную» внутреннюю жизнь и «секулярную» профессиональную и общественную деятельность — это удел шизофреника, а не верующего человека. Однако вместо того, чтобы решить дилемму секулярного века в пользу отречения от мира и отказа от мирской деятельности, Эскрива провозгласил идеал достижения святости в миру через работу в обществе, работу успешную для человека, но являющуюся в то же время выполнением и внутреннего духовного задания. Мирской успех и лидерство христианина в светском обществе, для Эскривы, — это не «подачка» диавола и не соблазн, а свидетельство продвижения по пути аскетического подвига.  Эскрива создал некий аналог «протестантской этики капитализма» для католиков — в его интерпретации успех в делах для христианина важен, но, что очень важно, является не результатом его предопределения ко спасению, а увенчанием его аскетического подвига.

Ученики и последователи Эскривы из «Опуса», занимавшие посты министров финансов и торговли, провели исключительно успешные либерально-экономические реформы в Испании и с конца 1950-х годов редкое испанское правительство обходится  без опусдеистов. Нынешнее же правительство Хосе-Марии Аснара, считающееся самым правым в Европе, давно и открыто называют филиалом Opus Dei. Присутствовавший в Ватикане при канонизации министр обороны Испании Фредерико Трильо открыто признается в членстве в Opus Dei, а многие другие члены испанского правительства либо просто не афишируют своего членства в организации, либо находятся в числе сочувствующих ей. Близок был к «Опусу» президент Франции Жискар д`Эстен. Чилийское правительство Пиночета также находилось под серьезным влиянием учеников Эскривы. «Белые масоны», как часто называют критики опусдеистов, сумели дать экономической и политической реанимации католического мира ту прочную духовную основу, без которой дело не заладилось бы и католические страны так всегда и считались бы «непригодными» к экономическому процветанию.

Однако значение феномена Opus Dei не ограничивается католическим миром. Фактически речь идет о намечающейся смене парадигмы, на основе которой религия оказывает воздействие на цивилизацию и которая описывает соотношение «потустороннего» и «мирского» порядков. Для средневековья характерно представление о разрыве между этими порядками — «царство небесное» невозможно на несовершенной земле, и между миром и небом нужно сделать выбор, наилучшим образом реализуемый в монашестве — уходе от мира. Для нового времени и его «революций» характерно стремление построить «царство Божие на земле», сперва, как у последователей Кромвеля и пассажиров «Мэйфлауэра», во имя Божие, затем, как у последователей Робеспьера и Ленина — без Бога и против Бога. Современная секулярная цивилизация, цивилизация комфорта и мирского успеха — это попытка обойтись в деле приобретения рая без Божьей помощи. И вот, мы перед лицом новой смены парадигмы: мирской порядок мыслится как «лестница в небо», мирское действие и мирской успех как начало «пути» к «царству небесному» и святости (не случайно главное произведение Эскривы называется «Путь»), мирская деятельность понимается как аскетический подвиг, плоды которого, однако, видны не только посмертно, но уже при жизни (это, кстати, не следует считать характерным только для католиков — Православие также понимает святость как то, что «сбывается» при жизни: «кто не видел Бога при жизни, не увидит Его и после смерти», говорил преп. Максим Исповедник).

Эта тенденция прямо противоположна либеральному тренду «нового времени» на обмирщение религии — здесь, скорее, идет речь об «освящении» мира, завоевании мира для религиозного порядка. В разных религиях и основанных на них цивилизациях эта смена парадигмы может порождать совершенно несходные явления. Обращение к жесткой религиозности и воинственности раннего ислама и идее распространения исламских ценностей на все общество, характерное для фундаментализма и террористического «голодного» ислама, не сходно, конечно, по «знаку» с деятельностью Opus Dei, но сходно по парадигме. Другое дело, что каждая религия вкладывает в эту парадигму свое содержание. В деятельности «евробуддистов», последователей Кармапы, уже можно почувствовать парадигматическую мутацию буддизма. Сложнее с Православием, вопрос о котором в России наиболее актуален. Спрос на «боевое» Православие растет как никогда, и унылые и невнятные «миротворческие» вещания официальных иерархов никого за живое не берут. Но каким будет это Православие, как можно себе помыслить «православный Opus Dei», пока еще сказать затруднительно. А ведь именно от этого в значительной степени зависят и ближайшие и стратегические перспективы России.

08.10.2002
Егор Холмогоров

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера