Как нам стало известно из надежных источников, Лужков проводит консультации с руководством города на предмет восстановления памятника Дзержинскому. Причем не по поводу самой идеи, а по поводу конкретного ее воплощения. В частности, он поручил Ресину продумать следующий вариант: ночью тихо поставить Дзержинского на место (на то самое, откуда он был снят в 1991 году), а потом провести задним числом референдум.
Идея весьма разумная. Сначала поставить, а потом проводить референдум по вопросу, убирать его или нет. Находчивый у нас мэр.
Однако на всякую разумную идею может найтись и другая, не менее разумная. Вот, например, почему бы не предложить Кремлю просто взять и перевести центр Москвы из городского подчинения в федеральное. Оснований достаточно. Можно, как в Питере, объявить весь центр архитектурным памятником, можно просто сослаться на особый, столичный статус Москвы. Ну а поводом может стать тот же Дзержинский, если, конечно, в Кремле не лукавили, когда заявили, что категорически против восстановления Феликса Эдумуновича на постаменте возле известного здания.
Собственно, сегодня это единственно значимая дилемма. Одно из двух - либо Кремль ведет двойную игру, чего, конечно, не хочется думать, либо московский мэр, и в самом деле влюбленный в Феликса Дзержинского, любой ценой хочет восстановить памятник дорогому человеку. В последнем варианте есть что-то трогательное и величавое, впрочем, как в любом сумасшествии, развивающемся у должностных лиц. Оно в своем роде типологично - государь, лишающийся рассудка, посвящает себе строительству, возводя разные помпезные здания, одно бесмысленнее другого, и тратя на это все содержимое казны. Таков был Людвиг Второй Баварский, и эта аналогия, неожиданно открывшаяся, быть может, многое объясняет в кипучей деятельности московского мэра. Но она же указует и выход из положения. Прагматичное правительство Бисмарка долго и смиренно терпело буйство монаршьих фантазий, но всему приходит конец. Призвав на помощь врачей и кареты скорой помощи, оно низложило последнего романтика и спасло Баварию от полного банкротства. В мировой истории вообще можно сыскать много поучительного для нынешней кремлевской власти.