Американский трейдер Koch Supply & Trading закупил у ТНК около 900 000 баррелей нефти, которая прибудет в США 9-11 октября, и почти треть этой партии предназначается для стратегического резерва. Нефть из России вызывает все больший интерес на американском рынке как альтернатива арабской, однако до сих пор прямые поставки из России успел освоить только ЮКОС. Три танкера компании уже достигли Америки и еще два отгружены. Многие аналитики полагают, что уже через пять лет Россия сможет поставлять в США 1,1 млн. баррелей нефти в день, а помимо ТНК и ЮКОСа об освоении американского рынка подумывает и ЛУКОЙЛ: компания уже выдвинула идею строительства в Мурманске ориентированного на американский рынок морского терминала мощностью 1 млн. баррелей в день.
Пока, естественно, рано говорить об освоении американского рынка - для этого необходимо, прежде всего, создание инфраструктуры и, соответственно, инвестиции (о чем и пойдет речь на энергетическом саммите). Однако этим проблемы не ограничиваются. Американская нефтепереработка ориентирована на принципиально другие сорта нефти, которые по качеству отличаются от российского urals. Более того, в США приоритет отдается сверхглубокой переработке (до 98%) на сверхсложном оборудовании, весьма чувствительном к сере, парафинам и ароматическим углеводородам, которых в российской нефти с избытком. Не говоря уже о том, что транспортировка российской нефти при практически отсутствующих нефтеналивных мощностях на Тихоокеанском побережье стоит недешево.
Поэтому сегодня США начали рассматривать Россию как возможного поставщика нефтяных ресурсов скорее не добровольно, а вынужденно. В условиях возможной войны в Персидском заливе и дестабилизации всего Ближнего Востока американцам как воздух нужен стратегически надежный поставщик. Раньше таковыми являлись Венесуэла и Мексика, однако, если и удастся сковырнуть Уго Чавеса, то потребуется как минимум несколько лет для того, чтобы ситуация там стабилизировалась, ну а одной мексиканской нефти явно мало, тем более, что экономическая обстановка там оставляет желать лучшего.
Однако не только специфика американского рынка вызывает скепсис у российских нефтяников. Негативное отношение вызывает и невозможность иностранным компаниям поставлять нефть на американский рынок, если в составе акционеров этих компаний нет представителей США. Уж таковы американские законы и позиция Конгресса. То есть, например, в случае, если компании ЮКОС и ТНК намерены и далее поставлять нефть на американский рынок, они обязаны продать часть своих акций американским компаниям и включить в состав своего совета директоров американских представителей (напомним, что предыдущие поставки шли как экспериментальные и по особым договоренностям, поэтому тогда этот вопрос особо не затрагивался). ЮКОС-то, может быть, и пойдет на эти уступки, но вот ЛУКОЙЛ - вряд ли.
Сама Америка, скорее всего, не собирается переориентироваться на российскую нефть, с которой столько сложностей, всерьез и надолго. Стоит ситуации чуть нормализоваться, и американцы вновь вернутся к старой и намного более выгодной для них схеме - Восток - Центральная Америка - Южная Америка. А Россия с вновь отстроенными терминалами в Мурманске может остаться вне игры.
Однако, не все так мрачно. Помимо США, на Востоке у нас есть и другие возможные покупатели. Так Япония, активно вкладывающаяся в месторождения Сахалина, свою заинтересованность в российской нефти не скрывает. Немало нефти может купить и Китай: для этого даже строится новый трубопровод. К тому же азиатский рынок отличается гибкими возможностями переработки и не очень высокими требованиями к качеству сырья. Так что не пропадет скорбный труд: поставки с морских терминалов всегда можно переориентировать.
Нефтяное сотрудничество с США нужно рассматривать не как начало завоевания американских рынков, до этого дело, скорее всего, не дойдет, а как очередную веху в освоении всего восточного направления экспорта российской нефти. Тем более, что сегодняшний кризис на Ближнем Востоке – не первый и наверное не последний. А значит и надежда на то, что США время от времени, как сейчас, например, будут закупать российскую нефть, небезосновательна. И вынужденные закупки со временем вполне могут перерасти в привычные. Правда, ждать этого придется не пять лет, как считают оптимисты, а наверное поболе.