Сегодня в Думе праздник – начались бюджетные чтения, и депутаты с небывалым энтузиазмом принялись за выполнение своей основной функции – бюджетной. Правда, первое чтение - макроэкономическая рутина, наших думцев волнующая только в качестве артподготовки к самому главному: второму чтению, где делятся конкретные деньги.
Однако именно макроэкономические параметры вызывают наибольший скепсис у аналитиков. Напомним, что в бюджете-2003 основные параметры выглядят так: доходы заложены в объеме 2417 миллиарда рублей, расходы - 2345 миллиарда рублей. Профицит федерального бюджета должен составить 72 миллиарда рублей. Объем ВВП прогнозируется в размере 12,98 триллиона рублей. Проект федерального бюджета на 2003 год в доходной части рассчитывается исходя из прогноза цены нефти на мировом рынке 21,5 доллара за баррель. Уровень инфляции запланирован в 10-12%, курс рубля по отношению к доллару - 34 рубля за доллар. В доходную часть бюджета заложено постепенное снижение налогового бремени, а также повышение эффективности управления государством и его имуществом. На покрытие внешнего долга России в 2003 году из бюджета планируется потратить 277 миллиардов рублей, или чуть больше 8 миллиардов долларов. Если прибавить к этому прогнозный профицит, то в сумме - 10,5 млрд долларов. Общий объем выплат должен составить около 17,3 млрд. долларов, и недостающие деньги правительство планирует выудить из финансового резерва страны.
Все эти параметры у многих вызывают лишь улыбку, хотя откуда они берутся – понятно. Начнем с запланированного роста ВВП. Он по прогнозу должен составить около 3,8 %. Почему так мало, спрашивают многие экономические аналитики, опираясь на объективные показатели экономического роста по отраслям в т.г.? Отвечаем: просто потому, что лучше перестраховаться, чем недостраховаться. Наученное горьким опытом правительство решило не радовать нас раньше времени. Это как с недавним сходом ледника. Проще сначала всех похоронить, а потом постепенно откапывать. Как говорится, откопали – молодцы, а нет, так ведь так и планировалось. Тем более, что поводов для перестраховки у правительства достаточно, стоит только вспомнить о проблеме погашения внешнего долга, чтобы понять причины побуждающие к перестраховке. Правда, был момент, когда правительство чуть было не поймали за столь непристойным занятием родные коммерсанты, однако им быстро объяснили, что к чему и куда лезть не следует, что господа олигархи, отличающиеся повышенным IQ, поняли с полуслова.
Примерно тоже и с инфляцией. Только с поправкой на то, что перестраховка здесь имеет весьма конкретный смысл. Если реальная инфляция будет выше прогнозной, значит и бюджетные поступления чуть подрастут. У нас же как: основные поступления – в валюте международной, а вот расходы – в своей.
Есть ли хоть что-нибудь, в чем правительство не перестраховалось? Оказывается - да. Нефть. Правда, и тут вопрос спорный. Однако общая конъюнктура нефтяных рынков сегодня такова, что в годовой перспективе реальнее смотрелись бы цифра в 20 долларов за баррель. Ведь сегодня рост мировой экономики не внушает значительного оптимизма, а значит и существенного роста спроса на нефть в следующем году ожидать не приходится. А вот производство, особенно у стран, не входящих в ОПЕК, растет существенно. А значит и цены, если отбросить политические факторы, будут падать. Правда, есть еще Ирак, война с которым способна взвинтить мировые цены на нефть до 40 долларов за баррель. Однако тут стоит привести сегодняшнюю фразу Касьянова. Он сказал, что правительство учло риски, связанные с возможной военной операцией против Ирака. То есть, переводя на общедоступный язык: риск получить больше денег от продажи нефти мы учли, вы нам только дайте, а уж потратить – за нами не заржавеет.
Самое смешное, что если все эти заниженные (sic!) бюджетные параметры считать верными, то плохо нам с вами должно прийтись. Опять-таки из-за проблемы с расплатой по долгам. Ведь те недостающие в проекте бюджета 7 млрд. долларов для выплат внешнего долга планируется брать из финрезерва. А финрезерва, как выясняется сегодня, у нас практически и нет. Сейчас в резерве лишь около 45 млрд. рублей, тогда как для успешного прохождения пика платежей надобно не менее 200 миллиардов. А откуда берется финрезерв? Из незапланированных в бюджете доходов. Значит, нам остается уповать на то, что таких будет много, и правительство в своих расчетах явно ошиблось, занизив (сознательно или нет?) бюджетные доходы. Оно и правильно, если занизили. Ведь в противном случае пришлось бы раскидывать их по расходным статьям и согласовывать с Думой. А так можно в обход депутатов пустить все на выплату долгов, без лишних склок и препирательств.
Правда, склоки все равно будут, но уже другого характера. Лоббизм есть лоббизм, так что дебаты по расходным статьям предстоят немалые. Тем более, что коммунисты уже вышли на предвыборный марш, а остальные подтягиваются. Так "Единство" будет настаивать на увеличении расходов на борьбу с терроризмом и, в частности, "на внимательном учете потребностей российских спецслужб". Группа "Народный депутат" намерена добиваться "фиксации взаимосвязи бюджетной политики с тарифной политикой правительства в отраслях естественных монополий". Фракция ОВР выступает за то, чтобы достаточно средств было выделено на поддержку реального сектора экономики, на повышение уровня жизни людей, в первую очередь, на повышение зарплаты бюджетников, на повышение пенсий и выплат для военнослужащих. Как считает группа "Регионы России", "должны быть нормально профинансированы регионы". У фракции "Союз правых сил" "есть вопросы" по финансированию закрытых статей бюджета, военному бюджету, а также соотношению региональных и федерального бюджетов. Фракция ЛДПР "будет предлагать повысить расходную часть проекта бюджета и сократить бюджетный профицит в пользу расходных статей". Фракция "Яблоко" заявляет, что исходит из приоритетности финансирования образования и науки. Что касается левой думской оппозиции, то, по словам лидера КПРФ Геннадия Зюганова, она "не поддержит проект бюджета на 2003 год".
Так что не шибко разбирающиеся в макроэкономических аферах правительства депутаты свое еще возьмут. И второй бюджетный блин таки выйдет комом.