Вчера со стапелей СП «GM-АвтоВАЗ» был спущен на российское бездорожье новый флагман вазовского внедорожного флота - совместное детище американского автогиганта General Motors и российской фабрики АвтоВАЗ - «Шевроле-Нива». Заводской корпус, где собирается флагман, был украшен флагами России и США, оркестр играл гимн, батюшка кропил сверкающие свежим лаком колесницы, официальные лица произносили торжественные речи. Не хватало только бутылки шампанского, разбиваемой о лобовое стекло флагмана со словами «большому кораблю – большое плавание».
Таким образом была наконец дана путевка в жизнь многострадальному проекту автоселекционеров по привитию культурного ростка на российский автодичок. Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников за последние годы неоднократно клялся, что соглашение о создании СП близко к подписанию. И каждый раз под тем или иным предлогом американцы откладывали этот волнующий момент. Наконец капризные янки согласились, и СП «GM-АвтоВАЗ» с уставным капиталом 330 млн. долларов появилось на свет. Около десяти из них дал Европейский банк реконструкции и развития, остальные стороны внесли поровну – американцы деньгами, «АвтоВАЗ» - помещениями и интеллектуальной собственностью, автомобилем «Нива», который и послужил базой для разработки флагмана.
Да-да, именно так - «Шевроле-Нива» целиком и полностью была придумана и создана «АвтоВАЗом» для замены морально устаревшей «Нивы» и первоначально называлась ВАЗ-2123. Американцы же собирались собирать на ВАЗе «Опель-Астру», однако, прикинув покупательскую способность россиян, решили заняться скрещиванием. Все время «лабораторных работ», а длились они 15 месяцев, американцы скрывали подробности эксперимента и интриговали публику, теряющуюся в догадках: что же такое необходимо сотворить с «Нивой», чтобы превратить ее в «Шевроле». Вчера завеса спала, и приодетые по такому случаю счастливые родители предъявили публике новорожденного.
Дитя оказалось в теле при фигуре, как и все дети от смешанных браков – четыре двери, пять посадочных мест, руль с гидроусилителем и регулировкой положения, вместительный топливный бак и двигатель в 80 «лошадей». Внешне оно напоминало одновременно «десятку» и новый УАЗик. От американского родителя флагману досталось лишь гордое родовое имя основателя компании Луи Шевроле, все остальное – простых жигулевских кровей, стало быть брак был не только смешанным, но и неравным. Как шутили в те времена, когда ВАЗ крутил роман с Фиатом – салон от «Жигулей», двигатель от «Волги», колеса от КАМАЗа, цена от самолета. Последнее почти не гепербола: новая «Нива» будет стоить 8.000 долларов США, что вдвое дороже не сильно от нее отличной старой.
Однако, руководство СП, успешно подогревавшее интерес публики к предстоящему событию, продавало штучные предсерийные образцы для демонстрации в дилерских автосалонах аж по 12.000 тысяч. Более реальную оценку новой машине дал один из сотрудников этих автосалонов, который просил не называть его имени, - флагман не стоит и половины этой суммы. Прототип был очень сырым, в салоне постоянно что-то отваливалось, машина плохо управлялась и гудела на большой скорости, как реактивный самолет. В общем показала себя, как настоящая «Нива».
Кому же адресован флагман? Похоже руководство СП и само не знает. В одном интервью гендиректор СП Джон Милонас, говорит, что это жители пригорода и сельской местности, в другом – спортивные и активные молодые люди. Доля правды в словах Милонаса есть – спортивные молодые люди из пригородов действительно любят ездить на внедорожниках, правда, отдают предпочтение Jeep Grand Cherokee или Mercedes Gelaendwagen, а те, что попроще, рассекают по сельской местности на обычной «Ниве», чья стоимость не осквернена намеками на благородную кровь.
Однако, теперь селянам придется пересмотреть свои предпочтения. Недавно президент АвтоВАЗа Виталий Вильчик сообщил, что, согласно контракту с американцами, завод к 2006 году должен сократить выпуск «Нивы» почти в пять раз и продавать ее только за рубежом. По словам Вильчика, американцы также потребовали у завода отказаться от разработки новых моделей внедорожников. Вице-президент по производству Михаил Добындо тогда с подозрительной поспешностью опроверг слова своего начальника. С тех пор эта тема - табу для вазовского руководства.
Скорее всего, Вильчик сказал правду - в результате соглашения с GM россияне действительно лишатся дешевого внедорожника и будут вынуждены вдвое переплачивать за ту же самую «Ниву», но с приставкой «де Шевроле». А руководство АвтоВАЗа получит с одной стороны возможность обосновывать подорожание своей продукции всемирно известной маркой, а с другой - требовать от правительства протекционистских мер против тех автомобилей, которые эту марку несут заслуженно. Селянам же остается пересесть на УАЗ или Gelaendwagen.