«Эксперты и политологи выстраивают целые теории, анализируют мифические цепочки кремлевских взаимоотношений, чтобы логично объяснить то или иное кадровое назначение. Но никаких теорий в современной российской кадровой политике не было и нет» (А. Коржаков)
Прочитала я тут комментарий про пыжиковые шапки и преисполнилась вся то ли мыслями добрыми, то ли чувствами вечными, вероятно, с непривычки. Уж очень давненько не встречала я в описаниях политических действ таких светлых эпитетов и пастельных тонов, как в упомянутой статье. Какая радужность, Боже мой, золотой кадровый резерв отыскан, наконец, причем без помощи Сергея Владиленовича и совсем не в том крае, в котором думали. Люди сделали свой выбор, и он вдруг оказался предположительно правильным назло тем, кто устал от него, от народа, чего-то осмысленного ждать, а не порадоваться ли дружно по этому поводу? А не порадоваться.
Что, собственно, произошло? Не с таким уж большим отрывом один кандидат победил другого на обыкновенных губернаторских выборах, коих в нашей стране регулярно из года в год просто пруд пруди. В мутной воде поймали рыбку, и она оказалась не так мелка, как некоторые говорили, более того, вполне угодна достаточно большому числу привластных лиц на вкус. Спорить не буду, приятные чувства, вероятно, есть. Ну а если обойтись без вглядывания в милые черты персонального человека, симпатичного, ничего не скажу, но вот так отдельно от личностей и терминов типа "коммунист-олигарх" просто на идею и механизм избрания кого-то в регионе обратить внимание? Никаких таких прорывов мы при сем ракурсе, увы и ах, не узрим. Выборы в Красноярском крае были стандартно грязны, агитация вполне узнаваема, а претенденты не хужее прочих. Все по полной программе, и даже не обошлось без нарушений. В пятницу, например, вдруг забарахлил ТВ-"канал Усса", но такие вот мелкие вещи не вспоминаются сейчас, когда победивший смахивает пыль с красноярского губернаторского кресла.
Да и кого такими инцидентами можно удивить? Я, собственно, тоже не собираясь очернять "золотой кадровый резерв", так примечательно открывшийся политическому миру в этот уикэнд, хочу о другом. Что есть выборы для стандартного маленького человека, не входящего ни в какую политическую, экономическую или иную определенную группу? Совершенно мифическое действо, сопровождающееся засорением почтовых ящиков, заборов и столбов красочной макулатурой с ликами претендентов и завершающееся походом в ближайший пункт типа школы с тем, чтобы совершить таинство сидения в кабинке ради проставления галочки не так важно где. И дело тут не только в безответственности обыкновенных людей, на которую так любят кивать, и даже не в усталости от нечистоплотных методов - неизменных спутников любой выборной компании, а в бессмысленности этой процедуры для нормального человека как таковой. Ну, сами посудите - в какой-то момент в городе появляется группка персон, которые назойливо заполоняют собой поле зрения и органы слуха с обещанием сделать местную жизнь просто чудо как прелестной. Где они все были раньше, когда тебе было конкретно худо (пельмени слипались, а зарплата понижалась), совершенно непонятно, но на этот счет тут же появляется масса версий от противников, только успевай читать. И вот месяц-другой ты вглядываешься в незнакомые доселе лица, просвещаешься на предмет их совершенно ненужных биографических данных и как раз к выборам прозреваешь, что все они люди идеальные и козлы совершенные, любящие отцы с пятью любовницами, поднявшие какое-нибудь необходимое нашему миру производство и убившие под шумок успешного конкурента. Накачавшись такими самыми полными знаниями, отправляешься с похмелья воскресным утром на какой-нибудь участок и ставишь крестик из совершенно иллюзорных побуждений, никоим образом не отражающих реальность. А после согласно расписанию в необходимый прошедший срок начинаешь сетовать: ах, почему я имею то, что имею и не так, как мечтал.
А чему, спрашивается, тут удивляться? Выбор конкретного человека определяется самыми разными причинами, но при всем богатстве ассортимента одинаково мистическими. Привычность персонажа, рекомендации артистов и видных деятелей или относительно малый удельный вес вылитой грязи, при однозначно большом количестве патоки, чисто визуальная симпатичность речей и выражения физиономии (то есть тем, что политологи важно называют харизмой) и прочая и прочая. Для политически упертых имеет значение и окрас претендента, но в гораздо меньшей степени, чем это принято считать, есть еще и фактор специфичности обещаний, оригинальности поведения в предвыборной гонке, окрас собаки и количество детей. Ситуация, в которой на кон и витрину выставляются реально сделанные дела, очень редка. Я, признаться, в своей жизни помню только одни местные выборы, более-менее выстроенные на относительно трезвом отношении народа к власти в свете жизненного опыта - губернатора Новосибирской области. Существующий глава Виталий Муха проиграл тогдашнему мэру Виктору Толоконскому просто потому, что в течение бесконечных лет противостояния последнего с первым Виктор Александрович обеспечивал всеми силами бесперебойные свет и тепло в городе, пока остальная территория погружалась усилиями Виталия Петровича во мрак и холод. Естественное сибирское желание не заиндеветь в темноте победило политические разногласия вкупе с радужными призрачными перспективами и вроде бы как до сих пор не обманулось. Хотя, чем провинился третий тогдашний кандидат Иван Стариков, вам все равно никто внятно не скажет, даже не пробуйте и пытать.
И это тоже вполне объяснимо. Сам приход человека во власть уже давно превратился в акцию по типу продвигания новой марки зубной пасты, и бой за кресло - просто битва за рекламный рынок. Побеждает не персона и те, кто за ней стоит, не промышленные и политические группки выходят вперед, тем паче - не убеждения и мировоззрения, просто одни пропагандирующие ролики слеплены ловчее других. И тут даже такая реальная вещь, как температура и освещение, не сдвинут ситуацию в корне. Тогдашний проигрыш третьего кандидата (кстати, тоже поддержанного Кириенко, милое дело) явился всего лишь результатом песни про ненужного столице Сибири пришлого варяга, побившей слаженностью гимн о кардинальной смене привычных лошадок на свежих.
Не существует не то что золотого кадрового резерва - механизмов создания его как не было, так и не предвидится. Я говорю даже не о взращивании маститых чинуш из необстрелянных птенцов и не об интенсивности в практиковании пиарских технологий, я все о том же сумбуре и мифичности, сопровождающих появление новых лиц. Радость от того, что в Красноярске предпочли подставному "чистенькому" заведомого "замаранного", скрадывается вопросом - в чем же сила выбранного кандидата? А равно и уникальность прошедших выборов?
Просто люди избрали очередного губернатора. Кто-то должен был выиграть, кто-то - проиграть, все и произошло согласно законам физики, тихо и спокойно. Никаких новых биномов изобретено не было в мудреной политической жизни. Вот бы на что стоило внимание обратить. Что же касается до, так ведь отсутствие безликости - еще не показатель эффективности, карьеризм - удел любого, кто идет во власть, а Кириенко - это просто фамилия такая, ничего глобально не решающая...
Ежедневные статьи Алины Мангутовой читайте в авторской рубрике "Письма из провинции"