Президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Гейдар Алиев в Кремле подписали в понедельник Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря. В соответствии с этим соглашением, дно Каспийского моря и его недра разграничиваются между Россией и Азербайджаном на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся на Каспии практики.
Владимир Путин, выступая по окончании церемонии подписания совместных документов российско-азербайджанских переговоров, отметил, что подписание соглашения о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря было главным пунктом повестки дня нынешнего визита Гейдара Алиева в Москву. По словам российского лидера, учитывая ранее подписанные соглашения между Россией и Казахстаном, а также между Казахстаном и Азербайджаном, "можно с уверенностью сказать: отныне взаимодействие трех наших стран при освоении минеральных ресурсов дна центрального и северного Каспия обрело прочную международно-правовую базу". Владимир Путин также высказал убеждение в том, что "применение формы "делим дно - вода общая" и принципы поэтапности приведут в конечном итоге к взаимовыгодному решению проблемы статуса Каспийского моря с учетом интересов всех прибрежных государств".
Однако сегодняшнее соглашение лишь очередной этап в эпопее передела Каспийского дна. Напомним, что заинтересованных сторон в этом переделе пять: Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран. И если позиции Казахстана, Азербайджана и России регламентируются этим и подписанным ранее с Казахстаном соглашениями, то вот с Туркменистаном и Ираном договориться сложнее. Иран утверждает, что в соответствии с договором от 1948 года он имеет право на половину каспийского дна. Оставшееся, мол, пущай делят все остальные, причем из этих остатков еще на 10% дна претендует Туркменистан.
Россия, Азербайджан и Казахстан апеллируют к международным нормам, согласно которым такой передел невозможен. Однако этим Иран, как видно, не убедить. Поэтому пророссийская триада решила действовать по-своему. Устроили междусобойчик и поделили все промеж себя, не будут же Иран с Туркменистаном отстаивать свои претензии с оружием в руках. Ирану же оставили то, что и положено ему согласно международным нормам.
Конечно, без достижения соглашения по Каспию с Ираном и Туркменистаном спокойствия в этом регионе ожидать не приходится. Однако метод закрепления, который используют Россия, Казахстан и Азербайджан, по мнению многих, принесет свои плоды. В условиях международной изоляции, когда единственным надежным союзником является Россия, Ирану рано или поздно придется уступить. А уж после этого додавить Туркменистан не представит особой сложности.
Правда, сегодняшняя договоренность дает еще один повод для скепсиса. Деля дно, прикаспийские страны не делят воду, а значит и уникальные биоресурсы Каспия. На фоне разгорающегося конфликта по поводу соглашения Бейкера-Шеварнадзе, когда проблема биоресурсов становится основной в пограничных вопросах, России имеет смысл задуматься о возможных последствиях сегодняшнего недодела.
Впрочем, хотеть всего Россия пока не в состоянии. В столь проблемной зоне, как Каспий, нам хотя бы нефть поделить. Авось и рыбу потом поделить сумеем.