Политическое решение о присоединении России к Киотскому протоколу принято. Об этом глава российского МИДа Игорь Иванов проинформировал свою японскую коллегу Йорику Кавагути на встрече, состоявшейся в Нью-Йорке. Киотский протокол, подписанный в 1997 году в рамках Конвенции ООН об изменении климата, направлен против глобального потепления. Причина потепления - выброс в атмосферу промышленных газов, которые создают парниковый эффект, приводящий к повышению температуры у поверхности Земли. Соответственно, Киотский протокол требует, чтобы развитые страны в целом снизили на 8% выбросы парниковых газов, ответственных за процесс глобальных изменений климата.
Особенностью данного протокола является то, что точкой отсчета принят объем выбросов промышленных газов в 1990 году, а вступает он в силу только после того, как его ратифицируют страны, отвечающие за 50% этого объема. После заявления США, на долю которых приходится более 36% выбросов, о выходе из протокола Россия, отвечающая за 17%, стала обладателем "контрольного пакета". Если Россия присоединяется к протоколу, то он работает, если нет, то так и остается пустой бумажкой. Касьянов, объявив о желании России ратифицировать протокол, сорвал бурные, переходящие в овацию аплодисменты не случайно. Мировая общественность крайне заинтересована в данном мероприятии. Европа - потому, что для нее нет проблемы важнее, чем экология, а развивающиеся страны - потому, что надеются приторговывать квотами: Киотский протокол позволяет продавать неиспользованные части квот выброса газов странам, имеющим перебор по этой части, а также вести с ними совместные энергетические проекты.
России присоединение к Киотскому протоколу тоже может принести немалые доходы. Сейчас в России благодаря спаду производства (есть и в этом свой плюс) выброс парниковых газов по сравнению с 1990 годом уже снизился на 25%. Уже сейчас, например, рассматриваются проекты экономического сотрудничества с Японией в модернизации дальневосточных тепловых электростанций. Полученное в результате этого снижение эмиссии парниковых газов может пойти в зачет Японии. Это выгодно всем. Россия получает деньги на реструктуризацию, Япония – дополнительные квоты. Похожие проекты нам уже предлагают также Бельгия и Германия.
Однако без США коммерческие перспективы продажи квот весьма невелики. Ибо только США сегодня могут быть серьезным покупателем на этом рынке. Так что экономические дивиденды от этого проекта весьма и весьма сомнительные. Однако основную выгоду от подписания протокола можно было бы поискать не в заокеанских далях, а гораздо ближе. Ведь в Европе настроения совсем другие. Там не хотят покупать квот, там хотят сокращать выбросы, тем более, что производители очистных сооружений и систем не захотят терять миллиарды евро и сделают все, чтобы никаких дополнительных квот в странах ЕС не было.
В такой ситуации политический эффект от присоединения к Киотскому протоколу должен был бы стать определяющим. Если под таким эффектом понимать бурные и продолжительные аплодисменты, то Россия своего добилась. Другое дело, что, имея на руках такой козырь, как контрольный пакет по Киотскому протоколу, вполне можно было бы получить и куда более конкретные результаты. Почти все, кто имеет влияние в евроструктурах, крайне заинтересованы в том, чтобы Киотский протокол вступил в силу. Европейские бюрократы не такие уж и несгибаемые, особенно если учесть, что большинство из них в той или иной степени "зелёные". Тем более, что за современными зелеными стоит богатейшая высокотехнологическая индустрия. Производители очистных сооружений, а также те, кто потратил на эти сооружения миллиарды и не хочет, чтобы эти миллиарды вылетели в трубу - одна из главных лоббистских сил в нынешней Европе. Шенген не шенген, Евросоюз не Евросоюз, но проблему безвизовых коридоров, и не потом когда-нибудь, а сейчас, решить было бы можно. Мы же имеем аплодисменты в Йоханнесбурге и предложения Рогозина простить России 8 миллиардов долга для создания южной границы.