Администратор российского домена верхнего уровня – .RU - Российский НИИ развития общих сетей (РосНИИРОС) запустил в опытную эксплуатацию первый в России удостоверяющий центр электронной цифровой подписи (ЭЦП). Центр займется выдачей цифровых сертификатов для систем защищенного электронного документооборота и проверкой использующихся в них ЭЦП на подлинность.
Электронная цифровая подпись позволяет совершать покупки, подавать налоговые декларации, заключать различные договора и направлять судебные иски в электронном виде, не отрываясь от своего компьютера, так как является полным аналогом подписи обычной. Насколько это необходимо бизнесу и власти хорошо видно ужей сейчас. Так, переданные по факсу счета на оплату были признаны достаточным основанием для проведения платежа, однако бухгалтерии для отчетности все равно требовался бумажный оригинал счета с чернильными подписями и печатью. Магазины и банки создавали системы электронной торговли и интернет-банкинга. Однако это были лишь виртуальные витрины обычных магазинов и банков, не исключавшие, а лишь сокращавшие обычный документооборот.
Кроме того, все эти системы были закрытыми, несовместимыми друг с другом, а проводимые в них сделки балансировали на грани законности. Например, любая покупка через Интернет с использованием кредитной карточки могла быть затем опротестована ее владельцем на основании того, что он не поставил свою подпись на слипе, как того требовал закон. Также и биржевые поручения должны были отдаваться в письменном виде, тогда как послание электронной почты таковым не являлось. Легко представить себе возможные потери биржевых игроков когда зачастую дело решают секунды. Такое положение вещей обусловлено многочисленными противоречиями, неточностями и разночтениями в законодательстве, регулирующим сферу электронного бизнеса.
Наконец в начале этого года Владимир Путин подписал закон «Об электронной цифровой подписи», предусматривающий правовые условия использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Согласно закону все экземпляры электронного сообщения, подписанного ЭЦП, имеют силу оригинала, если ЭЦП прошла проверку на подлинность при помощи удостоверяющего центра. Центр таким образом выполняет роль нотариуса, удостоверяющего электронную подпись.
Развитие систем, основанных на ЭЦП, придаст импульс развитию многих направлений передовых технологий: предложение товаров через системы электронной коммерции, распоряжение денежными средствами путем направления платежных документов в электронной форме, предоставление финансовой отчетности контролирующим органам путем заполнения и отправки электронных форм и т.д.
Единственное что теперь может помешать скорейшему внедрению систем, использующих ЭЦП – это то, что россияне не привыкли пользоваться электронными технологиями. В стране, где не всегда доверяют даже бумаге с подписями и печатями, предпочитая залоги и «чисто конкретно посмотреть в глаза», доверие полностью виртуальному обязательству, которое невозможно подержать в руках, будет формироваться достаточно долго.
Взять для примера кредитные карточки, которые доступны россиянам уже много лет, а широкого распространения так и не получили. Объяснение тому очень простое – расплатиться по ним можно только в супермаркетах, да и то лишь в крупных городах. А пока кассирша свяжется с процессинговым центром для авторизации карточки, ее владелец, сжигаемый ненавидящими взглядами стоящих в очереди обладателей кэша, десять раз пожалеет о своей буржуазной привычке.
Так же и с ЭЦП – для ее повсеместного использования необходима развитая инфраструктура электронных сетей передачи данных, которой в России пока не существует. По примерным подсчетам, Интернетом в России пользуется лишь 8% населения, да и тем еще нужно понять, что такое электронная цифровая подпись и с чем ее едят. Вот и получается, что ЭЦП – это очередная игрушка, предмет роскоши, доступный лишь жителям крупных городов да сотрудникам корпораций, которые уже вступили в электронный век. Остальным же остается лишь обсуждать ее достоинства и недостатки, не имея даже возможности составить представление о предмете рассмотрения.