С консерватизмом у нас сразу как-то не заладилось. Сначала, в конце 80-х, консерваторами ругали тех, кто противился торжеству перестройки и обновления, причем не всех, а самых отъявленных. Потом, после августа 1991, некоторое время о консерватизме почти не вспоминали и вспомнили только в 1993, перед выборами. Теперь уже из консерватизма пытались устроить идеологию для партий. Однако, как ни трактуй консерватизм, из него никак не получалось ни “банду Ельцина под суд”, ни тем более “если в кране нет воды, значит выпили Гайдар и Чубайс” – в общем, первая попытка приспособить консерватизм к политическим и общественным нуждам провалилась. Впрочем, провалилась не только первая, но и все остальные. Даже когда после явления Путина народу страсть к консерватизму, казалось, охватила самые широкие массы идеологов и пиарщиков, все равно ничего путного из него сделать не удалось. Два года прошли в тщетных попытках приспособить консерватизм к самым разным идеологическим нуждам, и в итоге на него махнули рукой. Из всего великолепия идеологических проектов осталась только неизвестная почти никому Консервативная партия России и ее лидер с говорящей фамилией Убожко. И вот теперь, когда мода на консерватизм сошла почти совсем, когда заказ на консерватизм вроде бы сам собой отменен за нереализуемостью, появилась газета с названием “Консерватор”. Причем подбор авторов, формат и объем ясно говорят, что новая газета - проект амбициозный.
Еженедельные газеты, а “Консерватор” именно еженедельник, по сложившейся у нас традиции - это либо откровенно желтые издания, либо боевые листки маргиналов: “Завтра” и “Новая газета” с одной стороны и “Мегаполис экспресс” и “СПИД-Инфо” с другой, - вот, собственно, и все. В мире же существует и другой вид еженедельника: толстая газета, серьезная и влиятельная. “Консерватор” задуман именно таким. И действительно, новая газета ничем, кроме весьма аляповатого внешнего вида, не напоминает ни желтые, ни маргинальные издания (последние даже и внешним видом не напоминает). Установка на респектабельность, спокойствие, взвешенность "Консерватора" очевидна, и в этом смысле, опять же, если забыть о внешнем виде, газета вполне соответствует своему названию: все это безусловные консервативные добродетели. Однако, респектабельность и взвешенность вовсе не значат вялость и невнятность позиции. И в этом важнейшем смысле газета совсем своему названию не соответствует.
Консерватизм, возникший как реакция на катастрофические изменения общественной жизни, есть именно “реакция”, ответ на вызовы времени. Он может быть спокойным и респектабельным, но он не может быть вялым. Консерватор должен, а точнее вынужден бороться и искать, утверждать и сопротивляться, любить и ненавидеть. Без жесткости и полемического напряжения белая булочка, ориентация на средний класс, та же респектабильность - пустые звуки, к консерватизму никакого отношения не имеющие.
Да, в “Консерваторе” есть хорошие и умные статьи, да, набору авторов может позавидовать любое издание, но ощущение невнятицы и вялости это все никак не отменяет. Впечатление от газеты создается не конкретными статьями и авторами, а общим тоном. В “Консерваторе” есть статьи, с которыми можно согласиться – ну да, все так, все верно, есть статьи, которые вызывают недоумение, есть вполне интересные статьи, но почти нет статей, заставляющих негодовать либо восторгаться.
Формат еженедельной газеты сам по себе требует жесткости и напряженности. Описанная выше ситуация, при которой выходящие раз в неделю издания - это либо боевой листок маргиналов, либо бульварщина, возникла не случайно и не по чьей-то прихоти. Ежедневная газета за счет новостного формата может себе позволить некоторую вялость, еженедельная - нет. Из вялого респектабельного издания влиятельных газет не выходит, в лучшем случае - “СПИД-Инфо” для среднего класса. Грех, конечно, встречать новое издание, да еще с таким обилием знатных авторов, злыми словами, но лучше ругаться сейчас, а не потом, когда будет поздно.