Юлия Тимошенко все-таки стала председателем правительства Украины. В прошлую среду ее кандидатура недобрала один голос, в чем оранжевые обвинили электронную систему голосования. В связи с этим новое голосование было открытым и поименным: глава счетной комиссии Николай Шершун вызывал депутатов по фамилиям, те объявляли свою позицию. Процедура заняла 50 минут, но в итоге Тимошенко получила-таки 226 голосов – это необходимый для избрания минимум. В оранжевых партиях БЮТ и НУ-НС всего 228 депутатов, но Иван Сподаренко находится в реанимации, а Иван Плющ по-прежнему отказывается поддерживать Тимошенко. Были опасения, что к нему присоединится и экс-премьер Юрий Ехануров, но в итоге его уговорил президент Ющенко. В тот же день Рада утвердила и состав правительства. Партия регионов официально подтвердила, что переходит в оппозицию.
В целом надо признать, что оранжевые довольно успешно перевалили через распределение постов. «Успешно», конечно, является условной оценкой – одно голосование из трех (по спикеру, премьеру, составу правительства) сначала сорвалось, да и затяжная процедура ручного голосования, конечно, выглядит не слишком современно. Тем не менее, ожидалось, что проблем будет куда больше, поскольку разногласия внутри оранжевой коалиции остаются серьезными: Ющенко и Тимошенко уже не союзники, а скорее соперники: Тимошенко метит в президентское кресло.
Соответственно, был более чем вероятен вариант, что НУ-НС продолжит и дальше блокировать фактическую работу коалиции по каждому поводу. Иными словами, долгое обсуждение кандидатур и срыв голосования могли иметь место и в случае со спикером, и даже с кабмином. Даже после утверждения Тимошенко на должность казалось вполне возможным, что страна еще проживет неделю другую с премьером, но без правительства – хотя в итоге этого не случилось, в чем, пожалуй, заслуга Ющенко, который лично уговорил Еханурова (Плюща, однако, не смог). Не стоит, правда, недооценивать независимость НУ-НС – это не ответвление секретариата президента, как «Единая Россия» в РФ: у депутатов, даже тех, которые за Ющенко, есть свои интересы, они хотят начать работу, и слишком уж давить на них нельзя. Но все же пространство для маневра у президента было.
Можно допустить, что податливость Ющенко вызвана какой-то тайной договоренностью с Тимошенко. Однако Тимошенко вообще не склонна к компромиссам, и если она все-таки решила проявить расчетливость, обеспечив себе надежную, а не полуфиктивную поддержку президентских депутатов, не очень понятно, что она могла предложить Ющенко. Компенсация должна быть, во-первых, достаточно большой, а во-вторых, надежной – в политике ведь тоже нельзя исключать банального «кидалова».
Все это – политическая задача не проще, чем, например, российский выбор преемника, и поэтому кажется, что нынешнее единство оранжевых – скорее тактический гамбит Ющенко. Сейчас он набирает очки, показывая свою лояльность коалиции, вдобавок не подставляется под удар, блокируя столь важные голосования (это могло бы дать ему плохой пиар), но в то же время показал, что может сделать – см. первое голосование по Тимошенко. Один раз проголосовать поименно – не проблема, но нормальная работа при таком дремучем способе голосования невозможна. Кроме того, депутаты – тоже люди, и часто немолодые: сейчас в больнице один оранжевый, но ведь может сложиться, что проблемы со здоровьем будут у нескольких членов коалиции сразу, а тогда большинство теряется.
Тем не менее, глава БЮТ обеспечила себе стартовую площадку для своей президентской кампании. На это у нее есть еще два года, но у Тимошенко амбициозные планы: тут и возврат советских долгов, и отмена призыва, и прочие ее радикальные инициативы, большей частью популистские до полной невозможности. Эксперты вспоминают «Криворожсталь» и говорят о грядущей реприватизации, а сама Тимошенко уже наехала на «РосУкрЭнерго», заявив: «Посредников на газовом рынке быть не может. Есть "Нафтогаз", есть "Газпром", есть два правительства - Российской Федерации и Украины. Посредники в этом деле не нужны». Правда, «Вестям» она осторожно сообщила: «Все наши действия будут производиться в соответствии с договоренностями, в том числе и предыдущего правительства. Мы не хотим никаких стрессов».
Все это очень сложные задачи, которые нельзя решить на одних пред- и послевыборных эмоциях. Тимошенко же, при всем популизме, действительно расчетливый политик, и поэтому нельзя исключать, что теперь она оставит в покое красивые лозунги и займется реальными делами, благо возможности ее должность предоставляет большие. Ринат Ахметов ранее уже заявлял: «Меня не интересует цвет коалиции в парламенте, меня интересует, что она будет делать. Если коалиция настроена на реформы и экономический рост, дай Бог им здоровья», – и в общем, он прав.
Есть, однако, и другая возможность: Тимошенко может продолжить самопиар, не оглядываясь на реальную ситуацию, а во всех неудачах станет винить окружающих. Тогда в оранжевой коалиции продолжатся трения – НУ-НС будет саботировать ее работу, а Тимошенко будет ругать за это Ющенко, давая понять, что «истинным» оранжевым президентом должна быть она. Можно ждать и антироссийского шоу, поскольку нападки на «РосУкрЭнерго» автоматически ведут к ухудшению отношений с Москвой и даже, вполне вероятно, повышению цен на газ. Публика будет недовольна, и это недовольство Тимошенко сможет обратить себе на пользу – хотя лучше, конечно, пиариться за счет конструктивных действий. Впрочем, посмотрим еще, как пойдет дело – ведь Тимошенко в любом случае не будет единственным претендентом на президентскую должность.