Московская милиция обвинила в распространении порнографии Бориса Куприянова, директора и совладельца книжного магазина «Фаланстер». Порнография, как можно догадаться, нашлась в книгах, а именно, в «Путешествии в Агартум» Абеля Поссе, «Парадоксии» Лидии Ланч, «Смерти Билингвы» Томаса Гунцига и «Евангелии от змеи» Пьера Бордажа. 17 ноября милиция, по словам самого Куприянова, долго искала в магазине газету «Лимонка», а не найдя, официально закупила эти издания. В этот понедельник дознаватель ОВД Тверское Лариса Глинка сообщила, что против Куприянова возбуждено уголовное дело по факту распространения порнографии. За это можно получить 2 года тюрьмы.
В ОВД, по словам опять-таки Куприянова (официальных комментариев, естественно, нет), сослались на экспертизу Института культурологии, который признал, в частности, книгу Лидии Ланч «одной большой порносценой». Правда, как написал в блоге магазина Куприянов, директор Института культурологии Кирилл Разлогов заявил, что никакой экспертизы у него не проводили, хотя институт готов это сделать. В Интернете уже начался сбор подписей в поддержку магазина. Стоит отметить, что «Фаланстер» - не единственное место, где можно купить книги указанных авторов.
Нет особого смысла считать происходящее политзаказом, учитывая, во-первых, упорные разговоры, что в «Фаланстере» затовариваются и Павловский с Сурковым, а во-вторых, абсолютную бессмысленность такой акции. Книжный магазин – это все-таки не НБП. Можно увидеть здесь, конечно, уже набившую оскомину двухходовку, по которой сначала ретивые товарищи из начальства всех ступней попирают гражданские свободы, а потом начальство главное их осаживает, возвращая в рамки здравого смысла и зарабатывая одобрение общественности, у которой отлегает от сердца. Но в любом случае, главная проблема здесь не имеет отношения к политическим играм.
Атака на «Фаланстер» – очередное проявление российского ханжества, которое постепенно становится (если уже не стало) национальной катастрофой. Нынешнее обвинение не выдерживает никакой критики: достаточно вспомнить, что понятие «порнография» в российском законодательстве четко не прописано. Трудно понять и то, почему за книги дрючат магазин, а не издательство «Ультра.Культура», которое их выпустило (и которому у нас уже доставалось от высокоморальных органов). Наконец, с экспертизой у обвиняющей стороны вышло просто неловко. И это еще самые простые соображения.
По существу вопроса тоже говорить не о чем. Да, в «контркультуре», «андерграунде» и, вообще-то, просто серьезной литературе часто принято ходить по краю, разбирая спорные, брутальные, шокирующие и провокационные сюжеты – смерть, секс, наркотики, насилие и так далее. К этому можно относиться по-разному – и в принципе, имеет право на существование позиция, при которой выходить за грань не дозволяется никому, в том числе и радикальным литераторам. Однако заниматься этим сложным моральным философствованием можно, только когда есть наработанная практика – которой в России нет и в помине.
Борьба за нравственность не может быть избирательной, как бы того ни хотелось московской милиции. Нельзя бороться с серьезными книгами и крышевать ларьки, торгующие порнухой на вокзалах. Если «Фаланстер» щучат за вольнодумство, перед ним должна пройти грандиозная чистка нашей пошлой эстрады, нашего ТВ, транслирующего в своих сериалах такие ценности, за которые вообще-то надо лупить по заднице ремнем – потому что от них вреда для мозга и сердца нации куда больше, чем от сцены секса в книге Лидии Ланч. Но бороться с блатной, коррумпированной и денежной эстрадой и ТВ сложно и дорого, да и душа не лежит, а проклятые интеллигенты со своими непонятными книжонками вот они, никуда не денутся, и покровителей в верхах у них вроде как не просматривается (хотя в этом ОВД Тверское, дай Бог, все-таки ошибается).
Конечно, у России нет копирайта на ханжество. Но, например, ханжество американское, на которое у нас так любят кивать, является доведением до абсурда каких-то нормальных традиций и моральных правил, которые помогают американскому обществу удерживаться в рамках здравого смысла. У нас же доводить до абсурда пока нечего, потому что в российском обществе сейчас господствует моральное безразличие: ларьки с порнухой и книги Ланч и Поссе равно не интересуют публику, и даже менты, которые изображают из себя блюстителей нравственности, вызывают только мимолетное раздражение. Современная Россия вообще имеет склонность к суррогатам. Это понятно, фейк всегда проще, нетребовательнее и лучше управляется, чем реальный объект, институт или практика – будь то политическая партия, политическая же активность, нормальная экономика, и т.д. и т.п. Однако создание ложной нравственности опаснее, чем гибель демократии, засилье госкорпораций или даже падение цен на нефть: у нации без моральных ориентиров, как это ни банально, действительно нет и не может быть будущего.
Что с этим делать и как с этим бороться – сложно сказать. Но для начала власти, нашему единственному европейцу, следовало бы показать, что она не поддерживает нынешний тренд. Если бы с гонителями «Фаланстера» разобрались так же строго, как они сами хотят разобраться с «Фаланстером», для руководства на местах это было бы, по крайней мере, сигналом, что, изображая из себя святош, оно не произведет большого впечатления на Кремль. Это было бы только начало, но начало движения в правильную сторону.