На Украине не прекращается оранжевая активность в парламенте. Не успела коалиция утвердить спикера, как президент Ющенко внес кандидатуру Юлии Тимошенко на должность премьер-министра. Утверждение главы кабмина на Украине происходит следующим образом: сначала спикер предлагает милого правящей коалиции кандидата главе государства, а потом тот вносит это представление в Раду: с Януковичем в парламенте прошлого созыва рутинная процедура затянулась на несколько недель, с Тимошенко – заняла несколько часов.
Несмотря на демонстративную поспешность оранжевых, скорое премьерство Тимошенко по-прежнему не кажется очень вероятным, поскольку оно связано с целым рядом других событий и решений. Прежде всего, нужно определить состав комиссий Рады, а также выбрать первого вице-спикера и просто вице-спикера: это уже обсуждали в четверг, но договориться ни до чего не смогли. Мало того, регионалы блокировали трибуну Рады, сорвав вечернее заседание – это тоже ничего хорошего не предвещает, учитывая, что без их участия оранжевые решить вопрос не имеют права, так как комитеты должны распределяться между фракциями пропорционально.
Но главное – коалиционное соглашение НУ-НС и БЮТ увязывает вопрос о премьере и пакет из 12 законопроектов, между которыми есть и весьма спорные документы. Не зря изначально предполагалось, что сперва голосовать будут по пакету и только потом по кандидатуре премьера. В четверг Ющенко вдруг от этого отмахнулся, сообщив, что допускает голосование в обратном порядке – сначала премьер, потом коалиционные проекты. Но президент может и передумать еще раз. Кроме того, увязка двух этих пунктов остается, и если Тимошенко, получив вожделенную должность, сдаст назад и откажется поддержать законопроекты, это может прикончить оранжевую коалицию. В этом смысле Ющенко со своим галантным «ladies first», возможно, немногим и рискует - поскольку Тимошенко вряд ли готова расколоть едва созданный блок БЮТ и НУ-НС.
Пакет законопроектов Ющенко на днях деликатно поименовал «чувствительными законами», и поделом. Среди 12 документов есть, в частности, и такой, что предполагает серьезно ограничить полномочия кабинета министров, и он едва ли радует Тимошенко. Ющенко в дни оранжевой революции пошел на аналогичный размен, приняв урезание президентских полномочий, но Юлия Владимировна менее склонна к компромиссам, так что здесь может случиться серьезный конфликт.
Далее, в пакете есть закон о снятии депутатской неприкосновенности и отмене большинства льгот для членов Рады. С ним просто так разделаться тоже не удастся, потому что его принятие требует конституционного, а не простого большинства, а Партии регионов поддерживать этот проект совершенно незачем. Расставаться с привилегиями и иммунитетом не хотят ни оранжевые, ни бело-голубые, и закон был предложен только из популистских соображений – однако делать пиар конкуренту никто не захочет. Два с лишним месяца назад оранжевые отказались поддержать этот законопроект, потому что тогда его продвигали регионалы – и с чего бы теперь ПР вести себя по-другому?
Наконец, в этом же пакете Тимошенко пытается протащить и закон об императивном мандате. В этой Раде он нужен оранжевым не меньше, чем в предыдущей, поскольку о слабости их парламентской коалиции уже сказано более чем достаточно. Всего лишь два перебежчика – и даже просто два депутата с инсультом, инфарктом или аппендицитом – могут лишить оранжевых их большинства. Строго говоря, императивный мандат здесь тоже не панацея, потому что он запрещает только переход из фракции во фракцию, но не мешает депутату в каждом конкретном случае голосовать как угодно – хоть бы и саботируя решения своей партии. Но таким образом Тимошенко, по крайней мере, сможет обеспечить формальное сохранение коалиции.
Проблема в том, что закон об императивном мандате совершенно не поддерживают на Западе. Венецианская комиссия Совета Европы еще летом заключила, что императивный мандат грубо нарушает права депутатов, и «настоятельно рекомендовала» Украине убрать из законодательства все связанные с ним положения. Так что если Тимошенко захочет защитить коалицию при помощи депутатского крепостного права, ей придется поссориться с Брюсселем – а это рискованный шаг, западное мнение учитывает даже куда более радикальный Саакашвили.
Николай Томенко, заместитель Тимошенко по фракции БЮТ, пообещал, что голосование по премьеру состоится уже 11 декабря. В Партии регионов, наоборот, ехидно прогнозируют, что такими темпами кабмин получит руководителя только к марту. В принципе, последние слова Ющенко позволяют допустить, что Тимошенко действительно утвердят в ближайшее время – однако игра в любом случае только начинается. И она потребует слишком большого числа компромиссов и сложных решений, чтобы с ней можно было разобраться «к следующему вторнику».