В Америке вдруг заговорили о том, что Иран, возможно, все-таки не разрабатывает атомную бомбу. В отчете Национальной разведки США, опубликованном в понедельник, утверждается, что проект по созданию ядерного оружия Иран свернул еще в 2003-м году. Сейчас страна развивает только мирную энергетику, что тоже может дать ей возможность создать бомбу, но только между 2010-2015 годами.
Министр обороны Израиля Эхуд Барак уже поставил под сомнение выводы американской разведки. В Белом доме тем временем настаивают, что давление на Иран необходимо продолжать, поскольку в долгосрочной перспективе угроза сохраняется. Надо отметить, что Совбез ООН по-прежнему обсуждает новый пакет санкций против Ирана, предполагающий, в частности, расширение списка «невыездных» иранцев, а также местных компаний и банков, сотрудничество с которыми будет запрещено.
Игра вокруг Ирана вообще активизировалась. Во вторник Буш позвонил Путину, и они 40 минут обсуждали иранскую ядерную проблему – сразу после чего российский президент принял у себя секретаря Совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили. Правда, о чем Путин договорился с Бушем и с Джалили, неизвестно. Министр Лавров, комментируя итоги закрытой встречи с иранским дипломатом, сообщил только, что Тегеран подтвердил готовность сотрудничать с МАГАТЭ.
Между тем, на днях в поддержку санкций против Ирана неожиданно высказался Китай, до сих пор, наряду с Россией, бывший главным противником нынешнего пакета антииранских санкций. Почему сейчас в Пекине сменили точку зрения, там пока не объясняют. Эксперты, впрочем, прогнозируют, что экономических мер китайцы не поддержат.
Наконец, разгорается дипломатический скандал между Ираном и Канадой. Начался он после того, как Канада отказалась принять новых послов, т.к. считает, что ранее те были членами «радикальной студенческой группировки» и могли участвовать в захвате американского посольства в Тегеране в 1979 году. Иран в ответ на это уже выслал посла Канады. В Оттаве заявляют, что готовы принять иранского посла, если канадскую сторону устроит его кандидатура, но пока кризис продолжается.
В иранской игре много участников, но смотреть все же стоит, в первую очередь, на американцев, поскольку именно они – главные гонители Тегерана. Когда стало ясно, что Бушу терять уже нечего, администрация США даже стала пугать Иран войной или массированной бомбежкой. Но сейчас Белый дом одумался и занялся делом – там пытаются гладить американское общество по шерстке, восстанавливая имидж республиканцев. Это касается в том числе и внешней политики, в которой прослеживается чудесный разворот на 180 градусов, от брутального сеяния демократии к миротворчеству и попыткам конструктивной геополитической работы.
Как раз закончилась ближневосточная конференция в Аннаполисе, но ее одной мало. Добиться прогресса по иранской ядерной проблеме было бы очень кстати, но силовой вариант отпадает, а просто отказаться от давления тоже нельзя, так как слишком уж долго накручивалась ситуация. Американский электорат уже привык, что Иран – это враг, почти как «Аль-Каеда», и поэтому если просто перестать давить на него, то это будет выглядеть как некрасивая капитуляция.
В связи с этим Белый дом, кажется, начал постепенно снижать градус противостояния. Отчет разведки – это не официальное признание ошибок, но у публики осядет в голове, что бомбу-то в Иране, оказывается, все-таки не делают, а значит, не такие уж они и злобные ребята (что, в принципе, соответствует истине). Но параллельно было бы хорошо все-таки продавить нынешний пакет санкций – для США это был бы знаковый внешнеполитический успех, показывающий, что разрядка разрядкой, но любви к Тегерану Запад тоже не испытывает. О последнем наглядно говорит и ирано-канадский скандал, но он не дает никаких пиар-бонусов для администрации США – даже если Оттава согласовала свои действия с Вашингтоном.
Все происходящее похоже на новую кампанию по пробиванию антииранских санкций, особенно если учесть, что главные их оппоненты – Россия и Китай. С Китаем уже договорились, хотя о чем – пока непонятно: Пекин, как обычно, делает каменное лицо. Но варианты есть: речь могла идти, например, о курсе юаня и привязке этой валюты к доллару. В эту же теорию хорошо укладывается и звонок Буша Путину, и визит Джалили: американцам осталось уговорить Москву, Ирану только на нее теперь и можно рассчитывать.
Кто победит в этом перетягивании России, зависит от тактических планов Кремля, которые завязаны сейчас на проблему преемника. Если мы поддержим санкции против Ирана, это отвлечет внимание от раскритикованных Западом парламентских выборов и вообще даст Москве очень хороший пиар, нейтрализовав весь негативный эффект от скандалов последнего времени. Тем самым итоги голосования будут фактически легитимизированы (всем станет просто не до них). Однако если в Москве решат, что игра не окончена – еще же выбирать президента, – то в этом случае Россия может продолжить упираться и поддерживать иранских товарищей. Впрочем, до президентских выборов в России осталось только три месяца, так что, возможно, если санкции и застрянут еще раз, то тоже ненадолго.