В четверг на Украине наконец-то была создана парламентская коалиция. Оранжевые партии смогли договориться: под соглашением поставили подписи 227 из 228 членов Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и «Нашей Украины – Народной самообороны» (НУ-НС). В составе НУ-НС до последнего момента сохранялась группа из семи отказников, но президенту Ющенко удалось уговорить их всех, кроме экс-секретаря Совбеза Ивана Плюща. Теперь у оранжевой коалиции есть большинство в Верховной Раде.
Ближайшее заседание парламента назначено на 4 декабря, и на нем планируется обсуждать кандидатуру спикера. Однако пока неизвестно, кого предложит новооформленное большинство. В последнее время речь шла как раз об отказнике Плюще, потом было объявлено, что выдвигаться будет лидер фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко, чья кандидатура на пост спикера, впрочем, возникала и раньше. Теперь сам Кириленко сообщил, что кандидатом будет Арсений Яценюк, бывший глава МИД Украины. При этом БЮТ намерен добиваться открытого голосования. Также предстоит обсуждать кандидатуру премьера, и Кириленко уже назвал имя Тимошенко, которую прочат на этот пост уже давно. Однако ряд членов НУ-НС заявили, что фракция еще не обсуждала этот вопрос, и поэтому говорить о претендентах пока рано.
Страдания вокруг коалиции длятся уже два месяца. Однако нынешняя договоренность, хоть и дает повод вздохнуть с облегчением, на сенсацию все равно не тянет, поскольку это решение только одной конкретной задачи. Проблемы, из-за которых создание коалиции так затянулось, никуда не делись, и в целом КПД украинской политики обещает и дальше быть таким же невысоким, а политический процесс – страшно неспешным.
227 мандатов – это превосходство всего в 2 голоса (в Раде, как и в Думе, 450 мест). Такое хлипкое большинство требует полной сплоченности всех участников, и сбоить будет постоянно, даже если депутат-другой просто сляжет с гриппом. Оранжевым же, между тем, приходится иметь дело с проблемой посерьезнее вирусной инфекции: у них нет политического единодушия. В таких условиях формальное превосходство мало что им дает: решения в Раде обычно принимаются тайным голосованием, а значит, сорвать любой законопроект очень легко. Оранжевые позвали к себе Литвина, но тот слишком хитер и амбициозен. Чтобы убедить Литвина отказаться от независимого положения, ему надо предложить должность спикера, а коалиции жалко отдать этот пост на сторону. К тому же два десятка мандатов Литвина принципиально проблемы не решат, потенциальных саботажников в НУ-НС может оказаться больше.
Увидеть коалицию в действии предстоит уже в самое ближайшее время, когда начнутся выборы спикера и премьера. Дебаты по спикеру идут давно, но окончательной ясности нет и по сей день. Плюща не поддерживает БЮТ, Кириленко не подходит президенту Ющенко (поскольку тоже склоняется к БЮТ), – так что спорить придется долго. А кандидатуру премьера в коалиции, кажется, боятся даже и обсуждать. На эту должность положила глаз Тимошенко, однако ее совсем не хочет поддерживать Ющенко – которого можно понять, поскольку в стратегической перспективе неистовая Юля метит в его кресло. При таком раскладе более чем вероятно, что кто-то из 227 депутатов провалит Тимошенко при первом же голосовании, и (по необходимости) на всех повторных голосованиях ad infinitum.
При этом «ширка», т.е. широкая коалиция – НУ-НС + Партия регионов – тоже не выглядит слишком перспективной. Во-первых, Ющенко не может себе позволить альянса с коммунистами, которые являются сателлитами ПР, а без коммунистов «ширка» получится столь же хлипкой, сколь и оранжевая коалиция: у регионалов больше мандатов, чем у БЮТ, но зато в НУ-НС есть мощное крыло, не склонное договариваться с Партией регионов. Это прежде всего Луценко и его люди, но не только – в «Нашей Украине» многие депутаты вслед за Кириленко тяготеют к Тимошенко.
Обещанного прорыва пока не предвидится, одно черепашье продвижение вперед. Но не стоит ехидничать над украинской политической системой, как у нас принято делать: ведь зато в ней нет российской полуторапартийности, поисков врага и призывов защищать Отечество, которое всегда в опасности. Отечество живет себе потихоньку. А вся подковерная борьба, по сути – это нормальный, хоть и сложный парламентский процесс. Такому можно и позавидовать.