На выходных в России прошла серия «маршей несогласных». Митингов в эти дни вообще было море, только в Москве их запланировали аж 21, но, как обычно, именно радикальная оппозиция привлекла к себе наибольшее внимание. Ее акции при этом никто не запрещал, однако это не помогло. В столице в субботу после санкционированного митинга, собравшего около 1-2 тысяч человек, организаторы вдруг повели участников в ЦИК передавать некую петицию. Шествие, возглавляемое нацболами с флагами и файерами, привело, естественно, к потасовкам с ОМОНом и милицией. В итоге было задержано несколько десятков человек, в том числе Лимонов, Каспаров, Илья Яшин и Лев Пономарев. Всех, кроме Каспарова, к вечеру отпустили, вождь же ОГФ пострадал от власти: на следующий день ему дали 5 суток административного ареста.
В воскресенье история повторилась в Петербурге. Там митинг тоже был разрешен, но организаторы, как и в Москве, нарушили его маршрут, уже не ради петиции в ЦИК, а просто так (о намерении пойти, где нельзя, сообщалось заранее). Санкционированный митинг, собравший около 300 человек, состоялся отдельно от двух несанкционированных акций на Маяковской улице и на Дворцовой площади, на которые пришло где-то по сотне участников. Милиция призывала собравшихся уйти с проезжей части, те стали жечь файеры, и в итоге было задержано несколько десятков человек. Сообщалось, что в их число попали и Борис Немцов с Никитой Белых, однако потом в питерском ГУВД заявили, что «процессуально» лидеры СПС задержанию не подвергались. Фонтанка.ру поясняет, что Немцов просто «сидел, пил чай в отделе и ждал своих задержанных соратников».
В общем, шоу состоялось строго по расписанию и в соответствии с программкой. Трагизма, правда, действительно маловато, но тут уж организаторы сделали все, что могли – просто ничего нового придумать не удалось. Поэтому и сама акция никак не поражала масштабами, и от властей тоже не удалось дождаться впечатляющих репрессий. Другороссы явно этого добивались – собственно, провокационность марша никто и не скрывал, – но власти всех развезли по отделениям, да и отпустили. Исключение составляет Каспаров, но данные ему 5 суток следует признать изящнейшим ходом: изображать из себя жертву режима после такого несолидно мелкого – «хулиганского» – наказания будет очень сложно. Хотя все решаемо, было бы желание.
Замысел был явно солидный: воспользовавшись актуальностью момента, показать всю жестокость путинского режима, не терпящего оппонентов. Жестокость уже показывалась не раз и не два – но тут-то дело к выборам, и к тому же гражданские свободы в стране, как известно, хиреют день ото дня и вот-вот погибнут окончательно. Надо реагировать.
Гражданские свободы в России – тема серьезная и в самом деле болезненная; непонятно, однако, причем здесь «Другая Россия». Провальность последней акции протеста пропорциональна ее претензиям: обещали много, но вышло непонятно что, главным образом, потому что непонятно, в чем же было содержание этого мероприятия. Никто не знает гражданской, политической и экономической платформы Лимонова, Каспарова и иже с ними; вероятно, и сами Лимонов с Каспаровым не знают. В медиа-отображении (и речь не только о государственных, но и об оппозиционных сетевых СМИ) причина для конфликта была одна - можно ли идти по проезжей части. Учитывая, что большинство российского населения при необходимости проходит по проезжей части безо всякой поддержки и понукания со стороны политиков, возникает вопрос, стоило ли огород городить.
Сказать о маршах уже просто нечего. С политической точки зрения их обсуждать бессмысленно, потому что это не политика, а суп из топора. С точки зрения шоу-бизнеса ситуация тоже плачевная, поскольку все известно наперед, а марши – не бродвейский мюзикл, чтобы позволить себе предсказуемость, и уж тем более искусственность (участникам приходится самим начинать драки с милицией). При этом стране по-прежнему нужна оппозиция, которая сбалансировала бы власть с ее назойливым самопиаром. Каждому триумфатору кто-то должен шептать в ухо: «помни, что ты смертный». Увы, марши тут ни при чем: несогласных прогнали с Невского не как оппозиционеров, а как хулиганов.
частный дизайнер интерьера