«День кораблекрушений» привел к гибели трех российских моряков с сухогруза «Нахичевань». Еще пятеро числятся пропавшими без вести, хотя, скорее всего, они тоже погибли. Также неизвестна судьба 15 членов команды грузинского сухогруза «Хош-Измаил», затонувшего не в Керченском проливе, а у Севастополя. Всего за 11 ноября погибло 5 судов, из них 4 – российские. Еще около полудюжины получили повреждения или сели на мель. Спасательные операции к ночи на вторник пришлось приостановить из-за периодически возобновляющегося шторма, который, по оценкам синоптиков, утихнет только к среде
Краснодарский губернатор Ткачев уже приравнял происшедшее к экологической катастрофе. Из треснувшего танкера вытекла тысяча тонн мазута, к тому же на дне Керченского пролива сейчас лежит около 6 тысяч тонн серы с трех сухогрузов. Сера не представляет непосредственной опасности, хотя если ее не убрать, в прибрежных регионах пойдут кислотные дожди, но с мазутом все гораздо хуже. На побережье уже погибло около 30 тысяч птиц, еще столько же, по оценкам экологов, обречено на смерть. В Азовском море образовалось два километровых пятна из нефтепродуктов, причем оградить их пока не получается из-за волнения на море. К тому же из-за холода мазут оседает на дно. Загрязнению подверглась и территория Украины; премьер Янукович объявил, что его страна может предъявить претензии к России.
Российские власти относятся к ситуации более чем серьезно: Путин лично послал на место событий премьера Зубкова. Однако основная причина, которая привела к массовым кораблекрушениям, пока официально не названа. Один из капитанов, находившихся в зоне шторма, пожаловался РИА «Новости», что береговые службы порта «Кавказ» слишком поздно отдали судам указание покинуть рейд. Но инциденты не были ограничены портовой зоной: «Хаш-Измаил» затонул вообще в украинских водах. К тому же сами капитаны заранее знали прогноз погоды и имели возможность подготовиться.
Правда, синоптики указывают, что для Азова и Черного моря этот шторм действительно уникальный. Как передает НТВ, по статистике, ветер в 35 м/с бывает в Керченском проливе раз в столетие, а волны даже высотой 3-4 метра – раз в 50 лет. При этом стоит заметить, что циклон, который вызвал шторм, шел с Атлантики через Европу целую неделю, чуть не затопив по пути Норвегию и Германию, а также засыпав снегом Балканы – в общем, оповестив о своем приближении и своих масштабах.
Понятно, что основной причиной беспрецедентного потопа стала все-таки погода: никто не ожидал, что шторм будет настолько мощным. Однако человеческий фактор сыграл здесь не менее важную роль, и «не ожидал» - слабое утешение и еще более слабая отговорка. Даже если никто не учел пример Норвегии и проч., показавших, что на Керчь движется не просто грозовая тучка – именно для такой ситуации пишутся инструкции, правила безопасности, кодексы мореплавания и тому подобные вещи. Однако все это, как обычно, оказалось только благими намерениями. Восторжествовал «авось» – самое метафизическое из всех понятий отечественного менталитета.
Нынешний авось вскрыл массу проблем, которые в ином случае можно было бы еще долго игнорировать. Наш торговый флот устарел и разваливается, корабли явно используются не по назначению (суда класса «река-море» совершают сугубо морские плавания), а компетентность капитанов, матросов и портового персонала часто вызывает большие сомнения. Путин не так давно заботился о возрождении судостроения в России, но это только полдела, ведь на корытах плавают не от хорошей жизни. Чтобы исправить нынешнюю катастрофическую ситуацию, надо не только развивать верфи, но и готовить персонал, обеспечивать ему нормальную зарплату, развивать профсоюзы, адаптировать налоги, чтобы повысить рентабельность бизнеса – и уже в дополнение к этому ужесточать наказания. Только тогда судовладельцы будут покупать нормальные корабли, а капитаны – заботиться об этих кораблях, полагаясь не только на привычку и «и так сойдет».
Довелось вспомнить об экологии, и это тоже хорошо – о ней в России в последнее время вообще забыли, как будто половина из десятка самых грязных мест планеты не находится в бывшем СССР. Чтобы вернуть проблему в сферу внимания публики, все средства хороши – хотя при этом надо будет еще посмотреть, даст ли нынешний скандал конкретные результаты. Даже все усилия Митволя не способны помешать регулярному загрязнению природы. Поможет ли высокое начальственное внимание в случае с треснувшими танкерами из брежневского флота и сотнями тонн мазута на дне морском?
Появление Зубкова заставляет ожидать, что непосредственная реакция все-таки будет быстрой и эффективной. В подобных ситуациях он ведет себя так, что ответственные товарищи будут готовы собирать мазут хоть вручную, при помощи ведра и маски с трубкой. Впрочем, и правительство наверняка найдет потребные деньги на устранение ущерба. Тем не менее, Зубков уедет через день, публика и СМИ все забудут через месяц – а работы здесь непочатый край, одним начальственным разносом не отделаться. Впрочем, шторма не прекратятся – климат на планете продолжает меняться, – так что рано или поздно нашему торговому флоту придется учиться на своих ошибках.
дизайнер интерьера