В четверг стало известно, что Михаил Ходорковский получил выговор от администрации Читинского СИЗО. Как выяснилось, 15 октября Ходорковский, возвращаясь с прогулки, не держал руки за спиной, как положено по тюремным правилам. 25 октября экс-глава ЮКОСа мог бы претендовать на условно-досрочное освобождение – он отсидел половину из положенных 8 лет, – но если выговор останется в личном деле, он теряет право на досрочный выход из тюрьмы. Официальных комментариев по этому поводу пока нет. Стоит отметить, что для Ходорковского это уже четвертый выговор, три предыдущих его адвокаты смогли обжаловать в суде.
В четверг же в Москве стало известно, что власти разрешили Русский марш-2007. Решение было принято на расширенном совещании в московской мэрии, в котором участвовали представители оргкомитета марша, городского руководства и ГУВД. Власти дали санкцию на шествие по набережной Тараса Шевченко до гостиницы «Украина», у которой будет проведен митинг. Официального подтверждения пока нет, но пресс-служба ДПНИ сообщает, что ГУВД и мэрия сами разрешили обнародовать эту информацию.
С маршем вышло интересное совпадение. Разрешение было выдано как раз в тот момент, когда в Москве полным ходом идет расследование действий группы скинхедов и футбольных фанатов, которые в прошлую субботу избивали на улицах людей неправильной национальности и даже снимали это на мобильники. Скандал стал публичным после того, как они забили до смерти якута Сергея Николаева, оказавшегося известным шахматистом – но расследование показало, что Николаев был не единственной их жертвой. Городское ГУВД уже провело несколько задержаний.
По идее, после такой антирекламы национализма власти должны запрещать ультраправых на корню, где только можно. Но руководство страны (понятно, что решение принимал не один только Лужков) не боится марширующего ДПНИ. Наверное, и потому, что оно их приручило. Поткин, Савельев и компания давно контролируемы и вполне маргинальны. Их шествие не сможет сподвигнуть миллионы российских подростков собраться и мочить нерусских шахматистов: Русский марш – это так, хэппенинг для своих. Это не значит, что ксенофобии не существует и «инородцев» не убивают - просто такие убийцы и шумные праворадикальные политики существуют в несколько разных пластах реальности.
Однако при такой логике просто нельзя не задуматься – что же тогда с Ходорковским? Почему власти боятся выпустить его? Всем понятно, что полученный Ходорковским выговор – придирка, которая даже в стране с более серьезным отношением к букве закона смотрелась бы неприлично. Платона Лебедева тоже удерживают за решеткой, и понятно, что инициатива тут исходит не от конкретных следователей или прокуроров – это решение политическое: пусть сидят.
Кремль оценивает Ходорковского так же, как в 2003 году: в нем видят опасного соперника, который, только получив возможность, тут же начнет раскачивать основы и низвергать устои. Ситуация за прошедшие годы, конечно, изменилась, но по-прежнему есть дурной пример Березовского – вот уж воистину вредоносный олигарх, так мало одного, что ли? Плюс явно работают извечные российские «понятия», по которым щадить проигравшего есть признак слабости. Хотя как раз все наоборот: проявлением слабости всегда становится мстительность.
Ведь никакого реального риска для Кремля Ходорковский не представляет. Даже если он возглавит демоппозицию, та останется маргинальной: Марш несогласных в этом смысле не опаснее Русского марша, а сам Ходорковский может стать только ряженым либералом, как ряженым патриотом слелался Поткин. Ни демшиза, ни ультраправые не способны всерьез повлиять на политическую ситуацию в стране – властный истеблишмент держит все под контролем, и население голосует именно за управляемую демократию. Ему, населению, ни Ходорковский, ни Поткин с Савельевым не требуются.
Еще одно интересное совпадение: Human Rights Watch как раз опубликовали свой новый отчет о правах человека в России. О Ходорковском там речи не идет, но нам все равно досталось – больше всего за Чечню, но и за общегосударственные дела, вроде вмешательства в деятельность НКО, тоже. HRW даже просили Евросоюз надавить на Россию на саммите РФ-ЕС, который сейчас проходит в Лиссабоне. Евроначальство публично не выказало большого желания ругаться с Путиным, но, в общем, месседж ясен: нашей демократией на Западе недовольны. Платон Лебедев, кстати, как раз выиграл одно из дел против властей РФ в Страсбурге, и тоже, по-видимому, неспроста.
В плане международных отношений и имиджа страны освобождение Ходорковского дало бы вполне конкретные пиар-дивиденды, и дивиденды такие, которые бы перевесили все, что он может наговорить в интервью CNN. Да и в России не принято ополчаться на амнистию. В нашем обществе, конечно, есть культ «сильной руки», и олигархов у нас не любят, но милосердие всегда вызывает почтение. Это - дело царское. «Вот он с подданным мирится; // Виноватому вину // Отпуская, веселится; // Кружку пенит с ним одну; // И в чело его цалует, // Светел сердцем и лицом; // И прощенье торжествует, // Как победу над врагом», - вспоминает как раз по этому поводу Максим Соколов пушкинские стихи. Спустя почти двести лет они не потеряли своей актуальности.
дизайн двухкомнатной квартиры