Партия «Право и справедливость» братьев Качиньских проиграла досрочные выборы в Сейм. Победу одержала «Гражданская платформа» Дональда Туска. По результатам подсчетов 99% бюллетеней «Платформа» набрала 41,32% голосов, в то время как Качиньские (партию возглавляет Ярослав) – только 32,16%. Ключевую роль здесь сыграла высокая для Польши явка – 55%, это лучший результат с 1990 года. На выборы пришло много горожан молодого поколения, которые и обеспечили победу Туску (за Качиньских голосуют в сельской местности). Результат не позволяет Туску единолично сформировать правительство, но он объявил о создании коалиции с Польской крестьянской партией Вальдемара Павлака, получившей 8,93% голосов. Ярослав Качиньский уже сообщил, что «Право и справедливость» переходит в оппозицию.
Это победа Туска, но еще не триумф. Один Качиньский перестал быть премьером, но другой, Лех – по-прежнему президент, и будет им до 2010 года. Ситуация сравнима с США – там сейчас тоже законодательная и исполнительная власть контролируются разными партиями. Зная Качиньского, можно прогнозировать, что он будет пользоваться вето гораздо чаще, чем Буш – т.е. по поводу и без повода, не отстаивая свой курс, а стремясь навредить и нагадить соперникам, где только возможно. Впрочем, будут и предметные разногласия, прежде всего по внешней политике: «Гражданская платформа» настроена евроцентрично, а не проамерикански. Туск выступает, в частности, за вывод польского контингента в 900 солдат из Ирака и даже сомневается в необходимости установки американской ПРО в Польше. Все это может привести к ожесточенным внутриполитическим битвам, и в перспективе нельзя даже исключать нового политического кризиса и еще одних перевыборов, уже президентских – во всяком случае, стране они бы точно не помешали.
Однако победа Туска важна не потому, что предвещает какой-то конкретный разворот польской политики. Главное тут – сам факт голосования против мультипликационного фундаментализма Качиньских. Это не достижение «Гражданской платформы», та провела довольно скучную кампанию – но больших усилий и не потребовалось. Решающую роль сыграла молодежь: свое слово сказали те самые активные и мобильные поляки, которые ездят на работу в Западную Европу, причем совсем не в качестве «сантехников и проституток» (вопреки дикому стереотипу). Это поколение подтвердило, что сделало европейский выбор сознательно и не собирается разменивать его на замшелый национализм, который был смешным еще во времена Пилсудского, если не короля Яна II Казимира.
В общем, получился интересный случай, когда демократия - избирательная процедура - помогает избавиться от фундаментализма. Ситуация, по современным понятиям, скорее нестандартная: демократия за пределами США и старого ЕС вообще стала чуть ли не моветоном. Отчасти это похмелье после 90-х и слома советской системы, когда Америка с обновленной энергией понесла страшно упрощенный демократический миф повсюду, куда только можно было добраться. Но, кажется, мир оправляется от крайностей – во всяком случае, в польском голосовании чувствуется не столько идеологический выбор, сколько элементарный здравый смысл. Впрочем, поляки всегда умели пойти впереди тенденции – как тут не вспомнить 81-й год.
(Кстати, нельзя не отметить, что Качиньские во многом похожи на еще одного bad boy’я современной политики – Ахмадинеджада. В вопросах риторики, конечно, между ними пропасть, но и польские близнецы, и вождь персидского народа – оголтелые популисты-консерваторы, выбранные абсолютно честным волеизъявлением. То, что поляки одумались, дает повод для оптимизма и в иранском случае – тем более что там чесать затылки начали сразу после протестного голосования на президентских выборах, которое оказалось эффективнее, чем рассчитывали многие из голосовавших. Впрочем, президентские выборы в Иране будут только в 2009-м.)
В чисто практическом смысле вряд ли стоит ожидать от победы Туска грандиозных последствий. Скорее всего, Туск будет стараться нормализовать внешнюю политику, но, во-первых, этому станет мешать Качиньский-президент, а во-вторых, Туск и его партия тоже достаточно консервативны: не жалуют гей-парады, поддерживают преследования экс-коммунистов и вообще неплохо сотрудничали с «Правом и справедливостью» в прошлом Сейме. Но если не содержание, то формы польской политики требуют корректировки, хотя и это задача не из простых. Туску и компании придется сообразить, как наладить с Евросоюзом и РФ нормальный диалог, не превращая это в капитуляцию и отход на роль подчиненного партнера, но и не скатываясь обратно к национал-популизму братьев-близнецов.
Так или иначе, нам подобный шанс упускать не стоит: скорее всего, следовало бы показать Варшаве нашу готовность вернуться пусть и не к дружеским, но к конструктивным отношениям. Например, можно было бы решить вопрос с «польским мясом», который уже давно пора закрыть и забыть – или, как минимум, деполитизировать и вернуть на разбирательство ветеринарным и таможенным службам. А потом уже можно будет перейти к действительно серьезным темам, вроде прокладки Nord Stream и американской ПРО на территории Польши.
дизайн инерьера квартиры-студии