Оперативно сосчитав около 90% голосов, украинский Центризбирком застрял на последних десяти. Вечером ЦИК объявил перерыв, пообещав окончательные результаты только в среду 3 октября. Впрочем, к этому моменту было подсчитано 98,17% бюллетеней, и картина уже складывалась ясная. Партия регионов получила 34,14% голосов, БЮТ – 30,87%, «Наша Украина – Народная самооборона» – 14,29%, Компартия – 5,36%, Блок Литвина – 3,95%. Социалистическая партия не берет трехпроцентный барьер, у нее 2,89%. В сумме у двух оранжевых блоков получается 229 мандатов – т.е. хлипкое парламентское большинство за ними, для него нужно 226 из 450 мест в Верховной Раде.
В принципе, теперь стороны могут перейти к позиционным юридическим разборкам. Это будет вполне в духе последнего мирового тренда – выборы все чаще не заканчиваются на голосовании, и ЦИКам с юристами приходится скрупулезно изучать народное волеизъявление, чтобы понять, кого же все-таки больше поддерживает расколотое пополам общество. Так было на президентских выборах в США и Мексике, парламентских – в Италии, Германии и даже Шотландии. Нынешняя Украина здесь явно не исключение.
Но попытка выиграть выборы через суд приведет только к новому витку кризиса, а тогда непонятно, зачем вообще было городить огород с перевыборами Рады. Правда, украинская политика не всегда рациональна, так что исключать нельзя ничего. Кандидат от СПУ Валентина Семенюк уже жаловалась, живописуя, как в бюллетени, отданные за ее партию, ставили еще одну галочку, превращая их в недействительные, потому что СПУ «всегда многим мешали своей политикой», и сегодня «все против социалистов». Впрочем, из этих обвинений вряд ли что-нибудь воспоследует.
Скорее всего, результаты будут признаны – вопрос в том, что произойдет потом. Самый очевидный послевыборный расклад – зеркальная смена ролей: правящая коалиция БЮТ и НУ-НС, оппозиция в лице ПР и КПУ. Оранжевые нестройно говорят, что позовут к себе Литвина. Может, позовут, может - нет. Без него у них слишком зыбкое большинство, но вопрос в том, что он потребует за вхождение в коалицию. Похоже, что с ним не будут щедры, и все должности распределят между своими – портфели, согласно предвыборным договоренностям, должны поделить два блока по-братски, 50 на 50, но набравший вдвое больше голосов БЮТ может и восстать. Надо же с чего-то начинать обещанную избирателям борьбу за справедливость. Накануне выборов Тимошенко так вожделела премьерство, что готова была отдать за него хоть весь кабинет, но это было до голосования, а сейчас другая ситуация, победителя не судит, аппетит приходит во время еды.
Торжество долго не длится - когда эйфория схлынет, украинская политика быстро вернется к угрюмому противостоянию двух почти равносильных лагерей. Конституция же устроена таким образом, что партия, имеющая треть голосов в парламенте, фактически обладает блокирующим пакетом - достаточно того, чтобы 150 депутатов (а регионалов в Раде будет больше) сложили свои полномочия, и в стране случатся очередные перевыборы. Эта угроза должна сковывать Тимошенко, но неистовая Юля не привыкла к самоограничению. Так что страсти наверняка накалятся, бизнес-климат наверняка ухудшится – БЮТ начнет процесс реприватизации, иначе, зачем он пришел к власти. В общем, кризис, который должны были разрешить перевыборы, будет только развиваться.
Все это Ющенко ясно ровно так же, как и регионалам. И боится он этого никак не меньше. И не меньше их ненавидит заклятую подругу. Но пойти на союз с бело-голубыми сейчас не может: электорат не поймет, и тогда прости-прощай все мечты о втором президентском сроке. Идеальной для Ющенко была бы такая ситуация, когда его союз с ПР стал бы вынужденным: мол, умираю от отвращения, но должен протянуть Януковичу руку, чтобы объединить два берега Днепра. Для этого Юлия Владимировна должна сначала наломать дров - за ней, впрочем, не застоится. На этот процесс можно отвести от трех месяцев до полугода.
До сих пор, однако, остается возможность и другого, более оптимистического варианта. Чтобы он стал реальностью, Ющенко надо наплевать на электорат - в конце концов, он у него микроскопический, и второго президентского срока ему все равно не видать. Но одной президентской жертвы мало. Свою жертву должны принести и регионалы. Им хорошо бы понять, что они только формально выиграли выборы, а реально их сокрушительно проиграли, и настаивать на своем премьере никак не могут. ПР должна предложить НУ-НС союз без коммунистов и с ющенковским премьером во главе - например, с Ехануровым. Это будет парламентское большинство более внушительное, чем с БЮТом, - к тому же к нему легко мог бы присоединиться Литвин. Париж стоит мессы – при таком союзе ПР не уходит в оппозицию, а остается у власти, да еще и нейтрализует своего главного врага - Тимошенко. Такая право-центристская коалиция национального примирения со всеми левыми в отстойнике - страшный сон Юлии Владимировны. Но главное – это единственная возможность для Украины разрешить кризис. Понятно, что радикальные шаги требуют большой политической воли. И понятно, что с большой политической волей на Украине туго. Она, увы, есть только у Тимошенко, которая заявила во вторник, что договорилась с Ющенко начать формирование кабмина сразу после оглашения итогов выборов. При этом она специально добавила: «Я думаю, что сегодня мой разговор с президентом говорит о том, что у нас никаких абсолютно других планов относительно формирования другой коалиции, ни у команды Нашей Украины, ни у нашей команды, нет. И я услышала от президента уверенную позицию на эту тему». Но, быть может, не все игроки еще сделали свой ход.
дизайн мансарды