Едва только Минэкономразвития обнародовало Концепцию реформирования системы поимущественных налогов, сразу в самых разных СМИ начали появлятся статьи о том, что государство нас опять хочет ограбить, что за свои квартиры мы будем платить астрономические суммы налога и вообще - в правительстве думают только о наполнении бюджета и ни о чем более. Человеку вообще, а нашему человеку особенно куда легче поверить в то, что его хотят ограбить, чем в то, что правительство просто хочет привести налоговые нормы в соответствие с требованиями здравого смысла и нужд экономики.
Дело в том, что нынешняя система поимущественных налогов Минэкономразвития не устраивала вовсе не по причине низких доходов, а по куда менее меркантильным, но не менее важным причинам: несогласованность правовой базы и сдерживание развития промышленных предприятий. Наши квартиры - далеко не главный и тем более не единственный объект поимущественного налогообложения.
Есть еще, например, налог на имущество организаций. И проблем с ним у российской экономики более чем достаточно. У предприятий, особенно с длинным циклом работы, налог на имущество висит камнем на шее. Например, судостроительным верфям, производителям авиационной и космической техники приходится платить налог с недостроенных кораблей, самолетов и спутников, которые не покидают заводских цехов месяцами, а то и годами. Строительные компании платят налоги со строящихся объектов со времени закладки котлована и до сдачи их госкомиссии. Для решения этой проблемы Минэкономразвития предлагает сделать предметом налогообложения лишь основные средства предприятий, исключив из них незавершенное строительство, нематериальные активы, запасы и затраты. Перечень основных средств должен определяться в соответствии с нормами бухгалтерского учета, а не Налоговым кодексом, что упрощает жизнь и бухгалтерам и налоговикам. Кто и кого тут грабит?
Что же до того самого налога на недвижимость, принадлежащую физическим лицам, то нынешняя система очевиднно неэффективна и несправедлива. Минэкономразвития не без основания смущает то, что оценка недвижимости происходит не по рыночной стоимости, а по инвентаризационной. Концепция предлагает установить переходный период с 2003 по 2004 гг., в течение которого базой налогообложения постепенно станет рыночная стоимость, а ставка налога будет снижена с нынешних 2% до 0,1%. Таким образом налог на одинаковые по всем параметрам квартиры в центре города и на окраине будет существенно различаться, а если и вырастет, то только для владельцев дорогих квартир, что резонно.
Аналогичные проблемы существуют и в случае с еще одним видом поимущественного налога - земельным. По мнению Минэкономразвития, недостаточная дифференциация этого налога не отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района. Например, лесопилка, стоящая на непригодной для нужд сельского хозяйства земле, сейчас должна платить такой же налог за землепользование, как и фермерские хозяйства, пользующиеся окрестными черноземами. Базой для исчисления земельного налога, согласно Концепции, должна стать кадастровая стоимость земельного участка, а ставка налога - дифференцироваться с учетом его целевого назначения. Правда, в ближайшее время изменения ставки земельного налога ждать не приходится, так как нет еще никакого земельного кадастра России, а когда будет - Бог весть.
В целом предложенная Минэкономразвития Концепция не приведет к изменению доходной части бюджета. Цель Концепции – снизить налоговую нагрузку на те субъекты налогообложения, которые приносят незначительную прибыль или вовсе ее не приносят, и отменить ряд неэффективных льгот по налогам. То есть Минэкономразвития никоим образом народ грабить не собирается, а просто делает то, что должно делать: стимулирует развитие отечественной промышленности.