По мере приближения зенита кампании партийные страсти медленно, но верно накаляются. Логика отечественной политики в этом смысле вполне прямолинейна: мелкие конфликты должны решиться как можно быстрее и с наименьшими имиджевыми потерями. Пусть найденное решение будет не самым лучшим и еще станет потом аукаться: «решить вопрос» необходимо. Даже несмотря на то, что вопросы не «решают», на них находят ответы. Добиться ответа как раз куда как сложнее.
Образцово-показательным стало «решение вопроса» с включением Андрея Сычева в региональный список СПС. Зверски избитый сослуживцами солдат-срочник сейчас живет в Екатеринбурге с матерью и сестрой, ведет блог (или же блог ведут от его имени, это не слишком принципиально) и собирается идти в Государственную Думу. История с Сычевым развивалась причудливо: после того, как в «Живом журнале» появился блог Андрея, быстро выяснилось, что сразу после трагедии некий представитель одной из партий начал помогать семье, выплачивая солдату пенсию в шесть тысяч рублей и не афишируя собственную помощь. Представителем оказался Антон Баков, без которого «СПС» теперь трудно себе представить. Разумеется, даже после трогательно преподнесенного в «жж» визита к Сычеву самого Бакова, Никиты Белых и Бориса Немцова, участие Андрея в кампании отрицалось всеми. Хронологию последних событий можно легко восстановить по журналу Сычева. «У меня может нету ног, но голова у меня на месте и я сам знаю что и как мне делать. Никакой СПС мне ничего не предлагал, а уже пишут все что я чуть ли не кандидат в депутаты, маме друзья звонят и спрашивают правда ли что я в думу пойду и буду с Жириновским вместе голосовать. А может возьму и пойду!!!» (4 сентября). «Я решил идти в Госдуму, сегодня дядя повез заявление в челябинскую организацию СПС и там Некипелов Андрей, которому надо было отдать все целый день от него бегал, а потом и вовсе заявил, что не возьмет заявление, что областей типа Сычеву мало, пусть идет от Свердловской или от другой какой-нибудь, а в челябинской ему места нет. Они же сами приезжали ко мне и Белых и все, тогда не говорили ничего от выборах, но после их приезда началось у журналистов, пойду я или нет в Госдуму. Решил идти и не берут». (11 сентября). «Сегодня позвонил Антон Алексеевич Баков, извинился за Некипелова и сказал, что дураков на свете хватает. Сказал, что прорвемся. <…> Фрадков ушел, значит будет Иванов. И он будет в другой партии. В Единой России. Можно смотреть за всем происходящим из коляски по телевизору и сжимать кулаки от бессилия и ненависти. Но можно и наконец то и защитить себя. И вот тут я не могу не идти в Госдуму. Она мне сейчас нужна как никому другому. Я много думал, столько всего в голове было. У меня к этому человеку свои счеты. Я не буду мстить, я хочу наказать его и защитить других. Я хочу посмотреть ему в глаза, я хочу, чтобы наш разговор увидела вся страна и поняла, что это за человек». (12 сентября).
Этот сюжет, пожалуй, стоит сохранить для потомков: слишком уж он ярок и показателен. Если посмотреть на ситуацию не с позиции Андрея Сычева, а чуть со стороны, то чудовищная и нелепая ошибка Бакова представляется очевидной. Заботливо освещенный в «Живом журнале» визит к Сычеву вышел СПС боком. Предположение о том, что Андрею уже предложено место в партийном списке, просто не могло не возникнуть: такова партийная действительность, и уж кому, как не Бакову, об этом знать. Лидеры СПС загнали себя в безвыходную ситуацию: не включить Сычева, пусть и региональный список, они не могли, а уж после того, как он сам изъявил желание не просто участвовать в предвыборной гонке, но еще и наказать Сергея Иванова (который, к слову сказать, не очень хочет вступать в «Единую Россию»), все пути к отступлению были отрезаны. За непонимание линии партии поплатился Андрей Некипелов: это, пожалуй, и есть самая наглядная демонстрация гибкости политического курса СПС. По существу, глава челябинского отделения партии был прав: не случайно 5 сентября на официальном сайте СПС было опубликовано письмо в редакцию «Независимой газеты», где было сказано следующее: «СПС официально заявляет, что партия не планировала и не планирует включения Андрея Сычева в федеральный список на выборах в Государственную Думу. Лидеры партии считают аморальными спекуляции на человеческой трагедии в политических целях». Мог ли догадываться Некипелов, о которого в итоге просто вытерли ноги, что уже 12 сентября на том же сайте появится сообщение о том, что «Андрей Сычев будет включен в список партии «Союз Правых Сил» на предстоящих выборах в Государственную Думу РФ»? И ничего аморального.
Стоит ли говорить о том, что идеологические воззрения Сычева до сих пор мало кому ясны и «Союзу Правых Сил» не интересны вовсе.
Еще один молодой человек, лидер «России Молодой» Максим Мищенко едва не оказался вне челябинского списка «Единой России»: москвича не очень радушно приняло местное партийное руководство. К счастью для Мищенко, конфликт удалось разрешить благодаря вмешательству Москвы, которая на своем решении настояла: молодого политика скрепя сердце в региональный список включили. У Мищенко, в отличие от Сычева, есть шанс попасть в Думу. Вообще же их гипотетическое противостояние в рамках региональной кампании могло бы стать неплохим шоу: по понятным причинам никакого противостояния, скорее всего, не будет. Все-таки и Мищенко борьбу с Баковым не вытянет, и Сычев вовсе не с «Россией Молодой» обещал воевать, а с Сергеем Ивановым.
В Екатеринбурге на прошлой неделе «эсеры» воевали не с противниками, а сами с собой. Команда депутата Евгения Ройзмана одержала позиционную победу: свердловское отделение «Справедливой России» рекомендовало съезду партии поставить на первые места в списке самого Ройзмана и известного исполнителя Александра Новикова. В противном случае свердловские «справедливороссы» пообещали Москве в кампании не участвовать. Сергею Миронову придется трудно: по всей видимости, кандидатов в свердловский список партии хватает и без Ройзмана, но терять целое региональное отделение – слишком экстремальная методика работы с субъектом федерации. Миронову наверняка очень бы хотелось воспроизвести в Екатеринбурге модель Сычева и Мищенко, да вот только Ройзман – слишком самостоятельная фигура для подобных рокировок. Это Некипелова можно походя обозвать дураком – такие кунштюки проходят далеко не со всеми.
Не обошлось без скандала формирование челябинского «Яблока». Старых представителей партии в регионе собирались потеснить представители общественных организаций. Конфликт, не слишком заметный, но достаточно болезненный, разразился между председателем областного общественного «Движения за ядерную безопасность» Натальей Мироновой и лидером местных «яблочников» Александром Кузнецовым, которого Миронова собралась заменить в региональном списке. Конфликт «нового» и «старого» – один из базовых сюжетов всей нынешней кампании, и то, что он коснулся даже «Яблока», вообще уже ни на что не претендующего, говорит о многом.
На Урале, как видно, кампания по выборам в ГосДуму обещает быть очень напряженной. И дело здесь не столько в высоких ставках и успешности регионов, сколько в том, что средняя (по отечественным меркам) удаленность от столицы формирует особый политический стиль, горючую смесь самостийности и беспомощности. И то, и другое будет основной чертой уральской избирательной кампании.
интерьер дизайна бассейна в частном доме