В деле Политковской все новые проблемы. В понедельник суд признал незаконным арест полковника ФСБ Павла Рягузова. Правда, Рягузов все равно остался под стражей, так как дело вернули на повторное рассмотрение. Но пока вышестоящая инстанция сочла все основания, приведенные в постановлении об аресте, «только предположением». Само постановление, соответственно, «недостаточно мотивировано, а поэтому не может быть признано законным». Это уже третий подозреваемый, с виной которого возникли проблемы.
Собственно, на Рягузове, а также Беркине и Алимове сомнения не кончаются. Идет разговор об алиби у Сергея Хаджикурбанова, экс-сотрудника московского УБОП и предполагаемого знакомого Рягузова. По оглашенной СМИ версии, Хаджикурбанов был посредником, который помог чеченской группировке найти людей, способных организовать слежку за Политковской. В то же время сообщается, что из органов он был уволен еще в 2003 году, и мало того, в день убийства сидел в тюрьме. Последнее, правда, не подтверждено – приговор у него был на 4 года, но по некоторым данным, суд сократил его до двух лет. Еще об одном задержанном, Дмитрии Грачеве, сообщалось, что он работал сотрудником милиции и частным охранником, однако позже появилась информация, что он просто подрабатывал в автосервисе, где и познакомился с Хаджикурбановым, иногда чинившим там свою машину. В общей сложности обвинения пока предъявлены только 5 из 10 задержанных.
Интересно при этом отметить позицию «Новой газеты» и семьи Политковских. Вообще от них особой симпатии к властям ждать не стоит, но тем не менее, проведенное расследование они под сомнение не ставят, возмущаясь только преждевременной оглаской, которую получило дело. Сын Анны Политковской Илья еще 28 августа говорил: «Мы не ставим под сомнение результаты проведенного расследования. Проделана очень мощная работа по всем направлениям: исполнитель, организатор, заказчик и так далее», а следственная группа демонстрирует «качественную, продуктивную и профессиональную» работу. При этом именно Политковские через своего адвоката Анну Ставицкую подали заявление, требуя разобраться с разглашением тайны следствия – в результате которого прокуратура и начала внутреннюю проверку.
Параллельно и замглавреда НГ Сергей Соколов, и Политковские говорят о своих версиях того, кто мог быть заказчиком убийства. Но их комментарии пока столь же туманны, что и у Генпрокуратуры. Чайка сообщил, что заказчик за рубежом, а Соколов заявил: «У нас есть по этому поводу несколько весьма любопытных версий. Если говорить о заказчиках, мы не исключаем возможности опальных олигархов. Хотя та версия, которая, так скажем, лучше разработана, все-таки приводит нас к России». Илья Политковский тоже прямо ничего говорить не стал, заметив только: «Я знаю, кто заказчик! Это видный политический деятель, который пока еще на свободе». «И киллер тоже, кстати, на свободе», - добавил он.
Тем не менее, о заказчике сейчас говорить бессмысленно – во всяком случае, пока Чайка, Соколов или Политковские не раскроют свои секретные соображения. Главный же вопрос на данный момент – кто и зачем организовал такую грандиозную утечку информации. Уже есть версия, что это ФСБ-заговор – в том смысле, что какие-то сотрудники бюро, а может, и другие представители власти, имевшие дело с задержанными, выгораживают их. Такую мысль поддерживает, например, Юлия Латынина в своей статье для Газеты.ру. Латынина пишет в своей обычной манере – «полная безнаказанность и даже индульгенция со стороны начальства» для коррупционеров из ФСБ, и т.д. – но основное соображение о «стремительном развале дела», которое иначе могло бы повредить кому-то из силовиков, во всяком случае, имеет право на существование: арестованные и тут же отпущенные на свободу обвиняемые в эту версию вполне укладываются.
Есть и концепция попроще – что это простая утечка, инспирированная журналистами. Георгий Лазарев, завотделом политики в газете «Твой День», которая и опубликовала имена задержанных, заявил: «Раз генпрокурор Чайка озвучивает задержание, значит, он, наверное, предполагает, что журналисты начнут искать фамилии. Мы первыми достали этот список». Вины за своим изданием Лазарев не видит, а информантов согласен раскрывать только по решению суда. Подавать ли на них в суд, решать прокуратуре и следствию, но сама по себе версия складывается правдоподобная: таблоид выкупил у правоохранителей «жареную» информацию. К сведениям имело доступ много милиционеров, и найти среди них слабое звено было, скорее всего, несложно.
Есть, конечно, и предположение, что следствие просто ошиблось и теперь прячет шило в мешке. Однако это кажется не очень вероятным – Чайка бы не пошел к Путину без достаточно серьезных доказательств, только с версией, которая бы рассыпалась через неделю. Характерно, что, согласно всем версиям, следователи что-то накопали. Та же Латынина, кстати, указывает, что расследование вел Петр Гарибян, специалист по наемным убийцам, у которого пока нет ни одного нераскрытого дела. Репутация – в современной России серьезный аргумент: у силовиков ее чаще всего просто нет, а иногда есть, но обычно гордиться ей не приходится.
На раскрытии резонансные дела редко заканчиваются. И действительно, похоже, в расследовании убийства Политковской новая фаза будет не проще предыдущей – той, где надо было найти, выследить и арестовать. Следствие явно что-то зацепило. Дальше это «что-то» Чайка тут же доложил Путину, переведя расследование в плоскость публичной политики, а после этого из дела начали выпадать подозреваемые – характерно, что как раз силовики, – и вообще ситуация как-то вдруг стала очень туманной. Прояснится ли она достаточно, чтобы выяснилось имя заказчика – это сейчас ключевой вопрос.
дизайн дизайнер интерьера